- В свое время, когда впервые еще при Януковиче встал вопрос об ассоциированном членстве Украины в ЕС, я был первым, кто перевел с английского языка на русский условия вступления Украины в ассоциированные члены, - говорит глава одного из крупных оборонных предприятий Украины (фамилию не называю из соображений безопасности – Авт.). – Выяснилось, что такое членство не дает никаких прав, преимуществ, только обязанности. На 91 странице европейцы нам написали все свои условия. Я отбросил то, что касается культуры, аграрной части, вопросов общественно-политического устройства, и взял только технику.
Приведу в пример лишь один момент. Нас по этому документу обязывали изменить единицу измерения. То есть отказаться от метрической системы и ввести футовую. Это что, сразу улучшит жизнь украинца? В министерстве образования подсчитали: чтобы перевести мышление людей с одной системы измерения на другую, потребуется два поколения.
Я тогда поехал к академику Патону, мы собрали совещание. Спрашиваю: академики, вы хоть что-то из этого читали? Никто не читал. Я раздал им переводы и говорю: мы же – атомная страна, у нас атомные электростанции. Они работают по уже заведенной программе, которая составлена в одной системе измерения. Как вы собираетесь все эти программы на атомных станциях менять? А у нас в академические институтах в Харькове тысячи этих программ. И пошло-поехало… Все за головы стали хвататься, посылать делегации к президенту, к премьеру: этого делать нельзя!
Или вот: На Украине используются материалы, поставляемые российскими научно-производственными центрами ВИАМ или ВИЛС. При этом материалы соответствуют российским и украинским госстандартам на жаропрочные материалы. Они отличаются от таких же, используемых в Европе, одной сотой процента содержания тантала или одной десятой процента рения - редкоземельных материалов, придающих жаропрочность стали. Теперь, когда мы доходим до технического регулирования и подаем заявку на получение сертификата для двигателя по европейским нормам, нам говорят: ваш двигатель сделан из материала, который не соответствует европейским. Все, конец!
То есть, мы сможем продавать свою промышленную продукцию на Запад лишь при условии, если будут соблюдены все их технические требования и ГОСТы. Более того, именно техническое регулирование, а не таможенные преграды будут препятствием для продвижения продукции на европейские рынки.
Вот, к примеру, и Украина, и Россия – члены ВТО. Но при этом вы попробуйте завести свою продукцию в Америку, или Европу. Вам скажут: да продукция хорошая. А по какому ГОСТу вы ее сертифицировали, и где? В Госстандарте Росссии? Хорошо. Но вам надо ее сертифицировать еще и в Госстандарте Германии. Это касается любой продукции, начиная от пуговицы и кончая самолетом. Все надо сертифицировать у них. А они сидят там и потирают руки – чтобы поставит печать, надо деньги платить.
***
А вот позиция по этому вопросу экс-начальника управления по вооружению Минобороны, генерал-полковника Анатолия Ситнова, ныне члена экспертного Совета ВПК, президента и председателя совета директоров ООО «Вертолетные комплексы и многофункциональные системы»:
- Вопрос о гармонизации военной техники к стандартам НАТО в России поднимался, начиная с 1997 года. Но наше правительство, которое в то время решило дать своим любимым коммерсантам полную свободу, сняло с них требования работы по госстандартам, введя взамен госрегулирование, так называемый госрегламент. Если бы мы тогда подписали в Западом соглашение о том, что наши стандарты принимаются там наравне с их собственными, то это было бы правильным решением. Но этого сделано не было. И даже сейчас, когда мы подписывали соглашение по ВТО, этот вопрос был опущен. В результате нормативно-правовая база России не воспринимается Западом и США. Таким образом, они имеют возможность вводить любые ограничения для нашей продукции.
В аналогичную ситуацию попала Украина. Чтобы ей сейчас начать переход на европейское техрегулирование, нужно порядка $125-130 млрд. Но для нас тут главное что? А то, что при этом условии мы с Украиной больше не сможет заниматься совместным производством, так будут разрушены единые нормативно-правовые основы и единые научно-технологические подходы, существующие в наших странах еще со времен Союза.
Некоторые скажут: будем работать с Западом. Ведь строим же мы вместе в французами «Мистрали»? Значит, вопрос решаемый?
Но в том-то и дело, что «Мистраль» – это не совместное производство. Это французское производство, нам в этой «совместной работе» позволили лишь «сплести лапти»: сплели, и отправили во Францию. Мы только свариваем корпуса, все остальное – то, что называется технологией, делает Франция, потому совместным производством это назвать нельзя.
У нас нет совместного производства с Западом. Мы покупаем там готовую технику и приспосабливаем ее к своим условиям. Причем эта техника наших стандартов часто не выдерживает. К примеру, не может работать в условиях низких и высоких температур от -50 до +50 градусов. Однако нам на Западе говорят: мы с вами взаимодействуем. На деле это означает: вы наши подшипники берите, а мы ваши брать не будем, они не соответствуют западным стандартам.
Потому, если Украина выходит из единого нормативно-правового экономического пространства бывшего Союза, которое действует до настоящего времени, то в России по отношению к Украине начнут другие законы. Сборочное производство совместной оборонной продукции мы у себя еще сможем вести, но полномасштабное производство по единым требованиям нормативно-правовой базы будет уже невозможно. При этом переход Украины в нормативно-правовое поле Запада автоматом ставит крест на всей украинской промышленности, так как быстро перевести его на западные стандарты не получится. Уйдут годы, и в результате придется все создавать с нуля.
А потому выход лишь один: необходим диалог с Западом о равноправных условиях технической интеграции наших двух стран в единое европространство.