Владимир ЖАРИХИН, заведующий отделом Украины Института стран СНГ:
1. Само проведение выборов в ситуации, по сути, гражданской войны вызывает серьезные сомнения. К сожалению, заявление, что выборы надо провести в восточных регионах, которые сейчас киевская власть не контролирует, может означать, что в ходе выборов будут фальсификации.
В данной ситуации голоса могут подсчитать так, что большинство окажется за партию Порошенко. Вполне такое может быть. Будут проблемы с голосованием у беженцев, которые находятся на территории России. Избирательные участки в РФ обычно открываются украинской стороной. Но никогда, даже в спокойные времена, те сотни тысяч граждан Украины, работающих в России, не имели полноценной возможности здесь проголосовать. На участки приходило десяток тысяч максимум. Понятно, что это мизерная часть из тех сотен тысяч беженцев, что сейчас оказались на территории России.
2. Такая политическая сила осталась, пожалуй, одна. Это коммунисты. Но сейчас эта партия находится под судебным преследованием, она может быть запрещена. Поэтому выбора у востока практически нет. Партия регионов после краха и фактически предательства интересов жителей востока Украины не является выразителем их мнений. Соцопросы показывают, что их рейтинг составляет сейчас единицы процентов.
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
1. Проведение выборов на востоке Украины возможно на территории, которая находится под контролем Национальной гвардии. Но большинство проживающих там граждан, скорее всего, просто не пойдут на избирательные участки, так как испугаются голосовать за оппозиционных Киеву кандидатов. В итоге на выборах проголосуют лишь около 20% лояльных киевским властям жителей Луганской и Донецкой областей. С избранными ими депутатами президент Порошенко и будет вести диалог о будущем востока Украины — об этом он заявил в своем обращении по поводу роспуска Верховной рады.