Что ж, примерим эту идею на нашу почву. Пенсия по выслуге лет — насколько сладок этот пряник, чтобы его лишение стало для взяткоимца серьёзным кнутом? Российское законодательство позволяет федеральным госслужащим уходить на пенсию по выслуге лет всего с 15 годами стажа. Правда, доплата за выслугу будет не очень большой — 45% от оклада, зато гарантированной. Кто выработает полновесные 25 лет стажа — получит 75% оклада, а это уже кое-что. Тот же, кто честно доносил казённый мундир до 60 лет, может рассчитывать на 120% оклада.
Много это или мало? Получают чиновники весьма неплохо: средняя зарплата госслужащего в этом году — 75 тысяч рублей. Но вот какая загогулина: на долю оклада приходится порядка 17% этой суммы. Остальное — разные надбавки и премии. То есть средней руки чиновнику за выслугу к пенсии накинут, в зависимости от стажа, от 5700 до 15300 рублей. Конечно, в провинции старики и на меньшее концы с концами сводят. Но вряд ли исполненная аскезы старость — это именно тот идеал, который отвратит бюрократов от взяточничества.
Чтобы было с чем сравнивать — в США пенсия полицейского составляет 50% от зарплаты в «лучшие» пять лет работы, и эта сумма запросто может достигать 65 тысяч долларов в год. В рубли даже не хочется пересчитывать, чтобы зря не завидовать. И это действительно весомая гарантия будущего, которой не захочешь лишаться за презент в конвертике.
Но беда даже не в этом. А в том, что для абсолютного большинства читателей в предыдущем абзаце слова «65 тысяч долларов» показались гораздо более значимыми, чем какая-то там «гарантия будущего».
Ведь для американского копа или европейского чиновника главная мотивация — не только сумма будущей пенсии, но и возможность отправится на неё в 40-45 лет. То есть довольно молодым, но уже очень опытным профессионалом, которого с руками оторвут в любой крупной корпорации. Но он скорее всего не сдастся в офисное рабство, а заведёт свой собственный небольшой бизнес.
А теперь представьте себе у нас молодого парнишку — выпускника какого-нибудь факультета госуправления, который втолковывает избраннице: «Мань, на курорт не поедем: я взяток не беру! Вот погоди, всего каких-то 15 лет — и я в 37 ухожу на пенсию по выслуге, откроем булочную и заживём как люди». Маня только пальцем у виска покрутит, потому что кто в нашей стране может позволить себе такой горизонт планирования — 15 лет? Сгоревшие советские вклады, 17 августа 1998 года и кризис 2008-го — это атмосфера, в которой выросли молодые люди, заступающие сегодня на чиновничьи должности. Он знают, что крупный бизнес убегает в оффшоры, что элита предпочитает вкладывать в недвижимость в Майами, а детей эвакуировать в оксфорды и гарварды. Кто же будет отказываться от конверта сегодня ради далёкой пенсии? Да и законы к тому времени сто раз поменяют. Да и бизнесом на заслуженном отдыхе заниматься... кому как не чиновникам знать, кому и сколько придётся отстегнуть, чтобы вожделенную булочную не закрыли санитарная или пожарная службы.
Пенсия по выслуге — это для тех, кто может позволить себе роскошь стратегически планировать свою жизнь и карьеру. А у нас, как на вулкане, самая популярная жизненная стратегия - урвать и убежать. И пока это так, от коррупции не защитят, боюсь, даже расстрелы.