Иранский кейс для России

Какие уроки она может извлечь из предыдущих западных санкций

Какие уроки она может извлечь из предыдущих западных санкций

Российские политики достаточно спокойно отреагировали на ужесточение секторальных санкций со стороны США и ЕС. Российские и западные эксперты прогнозируют, что секторальные санкции будут иметь негативный эффект как для российской экономики, так и для экономик ЕС и США, хотя американскую экономику заденут в меньшей степени. Однако можно ли надеяться, что данный аргумент заставит ЕС и США пересмотреть свою санкционную политику? Ведь когда речь идет о геополитике, рациональные экономические аргументы обычно не работают. Для ответа на этот вопрос полезно проанализировать опыт и последствия санкционного давления на Иран в связи с его ядерной и ракетной программами.

Сегодня уровень санкционного давления на Россию не достиг «иранского». Однако, судя по опыту Ирана, потенциал их дальнейшего ужесточения существует. Тем более что в глазах западных политических элит крымско-украинский кризис представляет собой вопиющее нарушение принципов послевоенного миропорядка. В сравнении с ядерной и ракетной программами Ирана, которые если и могут угрожать безопасности западных стран, то только в среднесрочной перспективе, этот кризис произошел «здесь и сейчас» — в непосредственной близости от границ ЕС и НАТО. А это значит, что реакция на него может быть гораздо масштабнее.

Итак, на какие экономические жертвы пошли западные страны, вводя антииранские санкции?

По данным Национального ирано-американского совета, экономика США из-за антииранских санкций за 18 лет из-за упущенных возможностей в сфере экспорта недополучила $175,3 млрд и теряла от 51 тыс. до 66 тыс. рабочих мест ежегодно. Европейцы потеряли еще больше — с точки зрения размера их экономик — и за более короткое время. В период между 2010 и 2012 годами потери только Германии оцениваются между $23,1 и $73 млрд, Италии — от $13,6 до $42,8 млрд, а Франции — от $10,9 до $34,2 млрд. В глобальном масштабе санкции стоили мировой экономике в среднем $52,8 млрд в год в период с 2010 по 2012 год, во время которого были введены самые жесткие санкции против финансового и нефтяного секторов иранской экономики.

Какова же стоимость антироссийских санкций для ЕС?

Возможные потери от санкций против России для экономики Европы оцениваются в 40 млрд евро (0,3% ВВП ЕС) в этом году, а в 2015 году — в 50 млрд евро (0,4% ВВП ЕС), что пока совершенно несопоставимо с потерями от антииранских санкций. Кстати, перед введением антироссийских секторальных санкций были проанализированы возможные экономические потери для каждого государства ЕС. То есть санкции вводили осознанно. Также в ЕС сегодня активно обсуждается идея создания специального фонда для компенсации издержек, которые несут европейские производители в связи с введением взаимных санкций со стороны ЕС и России. А в силу возможности реэкспорта европейской продукции на российский рынок через неприсоединившиеся к российскому эмбарго Беларусь и Казахстан, а также другие страны, не подпавшие под российские санкции, потери экономики ЕС могут оказаться гораздо меньше, чем ожидается.

Пока речь не идет о том, чтобы вводить эмбарго на поставки газа и нефти из России в ЕС и другие страны или чтобы исключить ее из Cообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), как это было в случае с Ираном (хотя подобные предложения уже активно озвучиваются). Однако США и дальше намерены усиливать давление на Россию — до тех пор, пока поведение российского руководства не будет вписываться в логику ожиданий администрации президента США. Последние действия ЕС говорят о том, что европейская внешняя политика движется в фарватере американской. Поэтому надеяться на то, что европейцы усвоили урок из навязанных им американцами санкций против Ирана, не стоит.

При этом США действуют теми же методами в отношении России, как и в случае с Ираном: вводя санкции против наиболее чувствительных секторов экономики, способных подорвать благосостояние в том числе российских элит. Так, введя эмбарго на поставки иранской нефти, США ударили по тем иранским компаниям, которые так или иначе были связаны с Корпусом стражей исламской революции — не просто идеологами и реализаторами иранской ядерной и ракетной программ, а главной военно-политической и экономической силы Ирана.

Итак, какие же уроки можно вынести из иранского кейса?

Опыт санкционного давления Запада на Иран показывает, что рано или поздно санкции все-таки делают свое дело, а «бескомпромиссные враги» в конечном итоге садятся за стол переговоров. Тегеран из-за начавшихся серьезных экономических проблем (в 2012–2013 годах Иран ежегодно терял $40 млрд из-за нефтяного эмбарго, иранский реал девальвировался на 70%, безработица выросла до 25%, инфляция составила 44%, $100 млрд были заморожены) был вынужден вступить в переговоры сначала с США, а потом и «шестеркой» переговорщиков по иранскому ядерному досье. Судя по всему, эти переговоры принесли свои плоды не только американскому руководству: сегодня Иран превращается в новый региональный центр силы, опираясь при этом на сближение с США. А позиция, согласно которой наличие ядерного оружия у Ирана только укрепит региональную безопасность, установив тем самым определенный баланс сил на Ближнем Востоке (уравновесив стремящиеся или уже обладающие ядерным оружием государства, выступающие в роли геополитических конкурентов Ирана), становится популярной у части американского политического истеблишмента.

При этом надо иметь в виду, что попытки Ирана компенсировать негативный эффект от западных санкций через сотрудничество с Китаем фактически ни к чему не привели. Китай воспользовался изоляцией Ирана, чтобы навязать выгодные для себя формы торгово-экономического сотрудничества. Условия заключения российско-китайской газовой сделки подсказывают, что говорить о равноправном партнерстве между Китаем и Россией не приходится, особенно на фоне осложнения отношений РФ с западными странами.

Иногда приходится тактически отказываться от своих амбиций, но в стратегической перспективе это может принести значительные результаты, как в случае с Ираном, который с каждым днем все больше усиливает свое влияние в регионе. Поэтому чем быстрее Россия вступит в переговоры и приложит усилия для того, чтобы соответствовать определенным ожиданиям западных партнеров и своих союзников на постсоветском пространстве (Беларусь и Казахстан не совсем понимают цели России в этом кризисе), тем меньше она потеряет в экономическом и имиджевом плане. Не говоря уже о позитивных геополитических последствиях для Евразийского союза. Причем речь ведь идет о том, чтобы Россия лишь приложила усилия к деэскалации украинского конфликта, а не полностью отказалась от своих стратегических интересов в Украине. Недавно обнародованная по американскому телеканалу CNN информация о применении украинскими войсками против ополченцев баллистических ракет свидетельствует о том, что США готовы занять достаточно гибкую переговорную позицию по украинскому кризису — при условии, если таковую займет Россия.

Сегодня, когда в мире происходит хаотизация и динамичное нарастание напряженности, Запад нуждается в России как предсказуемом и стабильном партнере по обеспечению региональной безопасности в Евразии да и в глобальном масштабе. Вспомним, что именно такое поведение России сразу после грузино-российского конфликта в 2008 году позволило буквально через год запустить процесс перезагрузки отношений с США. Такую же перезагрузку мы сегодня наблюдаем между США и Ираном, который берет на себя функции по поддержанию региональной стабильности — особенно в связи с активизацией деятельности «Исламского государства» (ИГИЛ) на севере Ирака и Сирии. Поэтому решение украинского кризиса при более активном американо-российском сотрудничестве вполне может создать необходимую почву для новой перезагрузки между США и Россией, за которую ратуют наиболее дальновидные российские и американские политики и эксперты.

Судя по всему, российское руководство недооценило способность Запада занять консолидированную позицию и идти по пути дальнейшего ужесточения санкционной политики. А недооценка потенциала их дальнейшего расширения может стоить еще больших внешнеэкономических и политических издержек. Поэтому именно сейчас то самое время, когда еще можно произвести переоценку стратегии действий по украинскому кризису, начать переговоры с западными партнерами, находясь в более выгодной позиции, чем в ситуации, когда санкции будут введены по иранскому сценарию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру