Все — для блага нерусского человека

Проклятый Запад подает нам недурной пример

Проклятый Запад подает нам недурной пример

тестовый баннер под заглавное изображение

Товарищ, водивший меня по канадскому городу Торонто, вдруг радостно воскликнул:

 — А вот и она! Немедленно закажу!

«Она» — это что бы вы думали?

Мы были в одной из кафешек самой популярной сети «Тим Хортон» — канадцы называют ее своим национальным достоянием, уж и не знаю почему — там, конечно, хороший кофе, булочки и всякая выпечка, но уж «национальное достояние»?.. Я предположил, что радостный возглас товарища касался какой-то новой булки с корицей или изюмом, но он схватил со стойки какую-то анкету и начал быстро ее заполнять.

— Сегодня тут кофе по спискам? — как бы пошутил я. — Мне заполнять?

— Тебе не дадут, — злорадно произнес он. — Ты завтра улетаешь.

Оказалось, что он прав, ибо банковскую карту за один день получить невозможно, а он мечтал получить именно ее. Как и тысячи прочих посетителей «национального достояния». И понадобилось некоторое объяснение, чтобы я понял, за что идет борьба.

То, что каждая большая фирма в принципе может выпустить свою кредитную карту, те, кто был за границей, хорошо знают. Тут большая торговая или ресторанная сеть выступает как банк: заходишь в любой большой магазин (кафе) и покупаешь в нем что захочешь, а потом возвращаешь деньги. Но если ты покупаешь в той же сети — тебя ждут сюрпризы. Так вот на кредитной карте «Тима Хортона» обнаружились еще и две кнопки и две лампочки (!). Увидев мои круглые глаза, товарищ объяснил, в чем тут смысл.

Да, это кредитная карта, но!.. Во-первых, в Северной Америке пользуются в основном «Мастер-кард». А эта карта «Виза» — что редкость. И если ты, к примеру, едешь в Европу и где-то не можешь расплатиться «Мастером», то у тебя есть «Виза» — свободно плати. Далее, в эту карту вставлен еще один микрочип, который управляет двумя кнопками и лампочками. Если нажимаешь одну кнопку — то у тебя обычная кредитная карта «Виза». Когда ты ею пользуешься, тебе прямо на нее же идут бонусные очки. А когда ты потом заходишь в «Тим Хортон», то нажимаешь другую кнопку — и кредитка становится картой именно этого заведения. И выясняется, что там у тебя куча бонусных очков за покупки по «Визе» — тебе все время перечисляли какой-то процент от всех твоих трат по этой же карте. И именно из бонусных очков ты можешь брать кофе, булки и прочую всякую всячину.

Честно скажу: я был потрясен. Правда, совсем не хитроумностью этой карты — такую можно сделать и у нас, хотя у нас такую почему-то не сделали. Просто в Канаде, где власти не запрещают гражданам покупать какие-либо продукты, каждый день идет смертный бой за каждого потребителя. Поэтому «Тим Хортон» идет на большие траты, чтобы именно его клиенту было удобно и чтобы какие-то кофе и булки он потреблял бесплатно, а именно так в итоге и получается. Кстати, сама карта для потребителей тоже совершенно бесплатна.

Понимаете, в этой карте реализована мечта любого общества, которая декларировалась даже в СССР: всё — для блага человека. И изощренные современные технологии поставлены на службу обычного потребителя, чтобы ему было еще удобнее, чтобы «карта лояльности», как ее называют, не была обманным накоплением каких-то таинственных очков, которые вы можете потратить на соковыжималку, если купите в магазине бытовой техники кучу всего на миллион. А тут все просто: если ты лоялен моему кофе и булкам — то «будет тебе счастье».

Что это? Изобретательность? Хищный оскал империализма?

Конечно, нет. Это — свобода предпринимательства, когда государство, придумав «аттракцион» или поддержав идею какой-то компании, стрижет потом купоны из налогов на социальные нужды, на армию, на дороги, на медицину — кстати, в Канаде медицина бесплатна.

И тут, как выясняется, ничего невероятного и придумывать-то не надо. Просто посмотри на общедоступные современные технологии и на интерес потребителя — и ты победитель!

К примеру, если посмотреть на сам город Торонто, то, пусть на меня не обидятся мои канадские друзья, в нем ничего особого нет. Это город сложного, прямо-таки российского климата: короткое лето, а долгой зимой бывает до минус тридцати. Город лежит на равнине, а прекрасные озера никак не могут помочь заработать денег — особенно на туристах, тем более в холодное время года.

И тогда местными властями принимается простое, но гениальное решение, которое не является секретом и лежит на поверхности. Что нужно сделать, чтобы к тебе поехал турист? Нужно показать ему то, чего нет нигде. Что-то «самое-самое». Чтобы был какой-то долгоиграющий аттракцион, привлекающий туристов. И вот, еще много лет назад, Торонто строит телебашню, которая стала самой высокой в мире, обогнав Останкинскую. С обзорной площадкой, как полагается, с частично стеклянным полом, чтобы было где испугаться, с магазином сувениров и прочей атрибутикой, которая опустошает туристические карманы. И пошло-поехало! Чтобы увидеть это «самое-самое», в Торонто ринулись не только канадцы, но и американцы. А у башни их встречала касса: взрослый билет — $61,50, детский — $39,60, семейный — двое взрослых, двое детей — $99. А еще есть услуга, когда тебя надежно подцепляют, ты выходишь прямо на открытую площадку на страшной высоте и склоняешься над бездной. Склониться над бездной — это еще $89.

Понимаете, уже несколько десятков лет эта вовсе не нефтяная башня качает огромные деньги, туристы едут и едут, понукаемые детьми: где же, если не здесь, можно сделать самое крутое «селфи»? И понятно, что башня-аттракцион заставила строить «для себя» гостиницы и другую инфраструктуру.

Однако конкуренты не дремали и включились в гонку за «самое-самое»: чикагцы построили свой высоченный небоскреб-рекордсмен; потом Дубай построил «Бурдж-Халифа» — самый высокий дом-башню в мире.

Рекорд Торонто оказался побит. Коммерческая катастрофа? Не тут-то было!

«А что еще в мире наиболее популярно?» — спросили себя местные власти и бизнесмены. Ответ лежал на поверхности (воды). Что любят и взрослые и особенно дети? Конечно же, океанский аквариум! И не важно, что в Торонто озера, а не океан, — важно построить огромный океанариум с акулами и прочими чудовищами. И чтобы там был тоннель с прозрачным потолком, и чтобы там, над твоей головой, плыла акула и хищно косила на тебя глазом.

Сказано — сделано! Кровожадные капиталисты канадской средней полосы немедленно строят у себя океанариум. И знаете, где они его строят? Прямо у той самой башни! И входы — рядом. И цены — те же. И «качалка» снова работает, деньги текут в карманы капиталистов, а они исправно отдают налоги городу, который дал разрешение построить все это в самом центре экологически чистого Торонто.

Каков же вывод?

Если вдуматься, то ничего такого революционного я не рассказал. Все, что описано, легко может появиться в любом месте России, а Останкинская башня у нас в Москве уже и так есть. Но почему-то ничего нового не появляется. Почему?

У каждого может быть свой ответ. Но вот факт: уже третье десятилетие «отдыхает» ничем особенно не заполненный ВВЦ, которому вернули его советское имя — ВДНХ. Вернули, и что?

Многие десятилетия по нашей богатейшей стране гуляет идея «русского Диснейленда», но гуляет она в одном месте, а дети гуляют в другом. Но ведь строительство подобных гигантских аттракционов, среди всех стран бывшего СССР, под силу только России. Однако она занята все время чем-то другим.

Конечно, карточку «Тима Хортона» тебе могут прислать из Канады по почте, а «самый большой» океанариум можно посмотреть и за океаном.

Но просто, знаете, иногда хочется выпить русскую бесплатную чашку кофе и сквозь прозрачную крышу взглянуть в глаза именно русской акуле. И не ехать за океан.

Но «самое-самое» от нас еще очень далеко. Там же, где «всё — для блага человека».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру