Это наиболее серьезное обвинение, которое администрация Обамы предъявляла России в области разоружения, пишет The New York Times. Оно опасно наслаивается на другие российско-американские противоречия – от предоставления убежища Эдварду Сноудену до украинского конфликта.
Договор, о котором идет речь, был подписан в 1987 году Горбачевым и Рейганом. Он касался запрещения ракет средней дальности — баллистических или крылатых, запускаемых с земли и имеющих дальность действия от 500 до 5500 км. Договор о РСМД (ракетах средней и меньшей дальности) имел также огромное политическое значение. Он клал конец «холодной войне» и становился фундаментом всех структур контроля над вооружением между нашими странами.
Вашингтон обвиняет Россию в том, что она начала испытания крылатых ракет еще в 2008 году. Эти обвинения касаются и 2011 года. А в мае 2013 года главный эксперт Госдепартамента США по контролю над вооружениями Роуз Гетемюллер впервые официально обвинила Москву. В январе текущего года «Нью-Йорк таймс» сообщила, что Вашингтон информировал своих союзников по НАТО о том, что Москва провела испытания крылатой ракеты и что серьезной угрозе подвергается ее согласие с Договором по РСМД. Госдеп в свою очередь информировал, что этот вопрос обсуждается, но что Белый дом еще не готов формально обвинять Россию в нарушении договора.
За последние месяцы, сообщают из Вашингтона, эта проблема обсуждалась на самом высоком уровне, включая так называемый Комитет принципалов, в который входят президент, его помощник по национальной безопасности, шеф Пентагона, госсекретарь, директор ЦРУ и председатель Объединенной группы начальников штабов. Принципалы единогласно согласились в том, что испытания, проведенные Россией, являются серьезным нарушением и об этом будет скоро сообщено в ежегодном докладе Госдепа. В нем будет сказано следующее: «Соединенные Штаты установили, что Российская Федерация нарушила свои обязательства по Договору о РСМД не иметь, не производить и не испытывать в полете наземные крылатые ракеты радиусом от 500 километров до 5500 километров, или иметь и производить пусковые устройства таких ракет».
В письме президента Обамы российскому коллеге подчеркивается необходимость («интерес») диалога на высоком уровне с Москвой в целях сохранения Договора 1987 года, а также обсуждения возвращения России в его лоно. Аналогичный мессидж передал по телефону министру иностранных дел России госсекретарь Керри. По данным американской стороны, Москва испытала ракету, но не поставила ее на вооружение, а посему проблема может быть сравнительно легко устранена. Официальные источники не говорят о том, какие именно шаги должны быть для это предприняты. По словам независимых экспертов для этого необходим отказ от развертывания крылатых ракет и демонстрация того, что они уничтожены. Хотя, добавляют эксперты, размеры таких ракет невелики, их легко спрятать, но тяжело обнаружить.
Главнокомандующий вооруженными силами НАТО генерал Филип Бридлав уже поторопился с угрозами. Он заявил: «Оружие, которое нарушает договор о РСМД, и включено в огромные европейские земные массивы, является, несомненно, таким орудием, на которое необходимо дать ответ. Оно не может остаться без ответа». Но вот президент Обама решил не отвечать на «поведение Москвы» нарушением того же договора в качестве «возмездия». Ответ может быть не зеркальным. Называются развертывание крылатых ракет морского и воздушного базирования, что не запрещается договором.
Республиканцы на Капитолии критикуют Белый дом за то, что он долго «цацкается» с Москвой. Госдеп и лично Керри до прошедшего дня не поднимали этого вопроса перед Кремлем. В кругах администрации президента признают, что ее подтолкнули события в Украине, а скольжение по нисходящей американо-российских отношений прервало встречи по контролю над вооружением, проводившиеся в регулярном режиме. Свое «цацкание» Вашингтон объясняет еще и тем, что не предвиделись возможности разрешения конфликта вокруг крылатых ракет. (В ответ на демарш упомянутой выше госпожи Гетенмюллер из Госдепа в 2013 году Москва заявила, что изучила вопрос и что отныне все в порядке).
Необходимо подчеркнуть, что у Москвы имеются свои контрпретензии к Вашингтону в той же области. Но на Потомаке их считают попыткой Кремля заполучить козырные карты к будущим переговорам и «замутить воду». (Контрпретензии Москвы состоят в том, что США намереваются развернуть в Румынии системы «Эджис», которые обычно устанавливают на военных кораблях. Их цель отразить воздушно-ракетные атаки от США и стран НАТО. Но Москва обращает внимание на то, что системы «Эджис» могут быть использованы и для пуска крылатых ракет наземного базирования).
В ходе воскресного телефонного разговора Керри-Лавров, последний высказал своему американскому коллеге опасения России по поводу «Эджис». По-видимому, Лавров имел в виду обвинение Америки в том, что она использует противоракетные испытания, нарушающие договор по РСМД. По крайней мере так восприняли слова Лаврова на Потомаке. (Или сделали вид). «Нью-Йорк таймс» пишет, что американские официальные лица считают «российские выпады по поводу систем «Эджис» и жалобы на использование целей поддельными».
Возникает еще один принципиальный вопрос. Окружение Обамы считает, что Россия вообще тяготится договором о РСМД и хочет сбросить с себя его узы. Приводятся цитаты некоторых российских официальных лиц, которые в годы пребывания в Белом доме президента Джорджа Буша-сына высказывались против договора, который, мол, мешает России обороняться от угроз ее периферии. Приводятся также слова Путина, сказанные им в июне 2013 года на встрече с представителями российского ВПК. Он заметил, что решение Горбачева подписать договор 1987 года «по меньшей мере спорное», хотя и добавил, что Россия будет соблюдать этот договор. Любопытно, что некоторые американские аналитики консервативного толка предупреждают администрацию Обамы не слишком «наседать» на Москву, чтобы не дать ей повод сбросить смирительную рубашку договора, который ей не по вкусу. Вот что говорит Стефен Рэдемейкер, бывший член администрации Буша. Выступая в этом месяце в Комитете по делам вооруженных сил палаты представителей Конгресса США, он сказал: «Если Соединенные Штаты объявят, что они выходят из договора (РСМД — М.С.) в ответ на шаги России, то Москва в действительности будет лишь приветствовать такой ответ, ибо она сама ломает голову над тем, как покончить с этим договором. Нам не стоит облегчать им эту задачу. Мы должны заставить их взять это бремя на себя»…
Я не принадлежу к числу тех журналистов-международников, которые хвастают своим знанием технических деталей ракетно-ядерного оружия. Это засекреченная область, которая нам просто недоступна и непонятна. Военные делятся с нами исключительно мизерной информацией, ограничиваясь в основном тем, что у же изложено в текстах соответствующих договоров и соглашений. (Даже дипломаты не могут похвастаться своей информированностью в этой области). Наша задача в другом — давать политическую оценку игре военными мускулами. С этой точки зрения письмо Обамы Путину, помеченное 28 июля, новое свидетельство, новый шаг в сторону усиления напряженности в российско-американских отношениях. Недаром во всем мире заговорили о Второй «холодной войне». Она как и потепление климата угрожает нашей планете. Опасность крылатых ракет не в том, что их станут запускать. Дело до этого вряд ли дойдет. Их опасность в том, что они отравляют международную атмосферу и подхлестывают гонку вооружений в период, когда мир еще не очухался от Великой рецессии. Вторая «холодная война» это удар по психике и карману людей. Она разъединяет нас именно тогда, когда как никогда необходимо единство всех нас в борьбе за сохранение человеческой цивилизации.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис