К главе государства на совещание по проблемам импортозамещения съехались министры, отвечающие за гособоронзаказ, а также представители крупных оборонных предприятий - Объединенной ракетно-космической, двигателестроительной, авиастроительной и судостроительной корпораций, Ростеха, концерна "Алмаз-Антей", "Вертолеты России" и других. Настроение у всех было тревожным. Хотя доля Украины (а именно взаимоотношения с Незалежной стоят на повестке дня) в российском военном импорте невелика - всего 4,4%, но некоторые виды продукции имеют жизненно важное значение для ВПК.
Например, межконтинентальная баллистическая ракета РС-20 "Воевода" на треть состоит из украинских комплектующих. Боевое состояние этого вооружения регулярно проверялось и поддерживалось специалистами днепропетровского "Южмаша", но, как известно, Украина еще в конце марта объявила о прекращении сотрудничества с Россией в военной сфере. Наводящая система ракеты "Тополь" - харьковского происхождения. А расположенный в Запорожье завод «Мотор Сич» производит реактивные двигатели для Ан-124 «Руслан», а также для российских боевых и транспортных вертолетов. Разрыв отношений с этим предприятием, помимо сложностей для отечественного ВПК, ставит под вопрос выполнение Россией экспортных обязательств по поставке зарубежным покупателям 260 вертолетов.
Однако президент, похоже, не разделяет пессимизма. "Все, абсолютно все, мы с вами можем сделать сами", - произнес он тоном, не вызывающим никаких сомнений и тем более возражений. И уточнил: максимально широкий переход на отечественные материалы и комплектующие необходим для "военной и экономической безопасности, а также технологической и производственной независимости". "Мы должны обезопасить себя от рисков невыполнения гособоронзаказа, в том числе от рисков политического характера", - подчеркнул Путин.
Очередная "волна" санкций Евросоюза почти наверняка затронет отрасли, связанные с российской оборонной промышленностью. Между тем, 90% станков, на которых производится военное оборудование, по данным Минпромторга, закупаются на Западе. А доля импорта в тяжелом машиностроении составляет 60-80%. Но и тут Владимир Путин, как оказалось, не видит "больших сложностей". По его словам, "многие вещи, которые приходят из-за рубежа, уже старенькие, технологии старые, оборудование", тогда как отечественный ВПК нуждается в современной высокотехнологичной базе. В условиях западных санкций у России есть шанс такую базу создать.
Вопрос - в цене, качестве и сроках, "чтобы по графику при выполнении гособоронзаказа мы не сползали неизвестно куда вправо". В присутствии СМИ конкретные цифры не назывались, однако, по данным экспертов, только первоочередные мероприятия по импортозамещению в оборонке потребуют не менее двух лет и 40 млрд руб из бюджета.
Для стимула Минпромторг предлагает ввести преференции для отечественных производителей при госзакупках. В настоящее время федеральное законодательство позволяет устанавливать запреты и ограничения для импортных товаров. Кроме того, рассматривается возможность повышения ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые виды продукции. Правда, эта политика имеет перспективы только в том случае, если импорт есть чем замещать. Или если имеются свободные мощности, на которых можно развернуть альтернативное производство.
А в начале совещания Путин напомнил, что буквально накануне в Северодвинске началось строительство сразу трех новых подводных лодок.
- Как там, Дмитрий Олегович, все закончилось? - поинтересовался он у Рогозина, который присутствовал на закладке. В ответ вице-премьер вместо того, чтобы рассказать, как слаженно закипела работа и в какие рекордные сроки она будет закончена, рапортовал, что "хорошо отпраздновали".
- Уже празднуете? - изумился президент, - Лодку еще не закончили, а уже празднуете. Это по- нашему.