Главы государств ЕС по итогам прошедшего накануне саммита в Брюсселе приняли решение ужесточить санкции против Москвы в связи с кризисом на Украине. В частности, по словам президента Европейского Совета Германа Ван Ромпея, такие меры в отношении Российской Федерации принимаются в связи с тем, что российское правительство должным образом не выполняет предыдущие договоренности касательно деэскалации ситуации и напряженности на территории восточных регионов Украины, а также по причине невыполнения данных правительством обещаний.
Ранее канцлер Германии Ангела Меркель, участвующая в саммите, заявила, что лидеры ЕС намерены расширить санкции, так как Россия, на их взгляд, предпринимает недостаточно усилий для установления мира на Украине. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, в свою очередь, назвал ситуацию на Украине неприемлемой. «Россия не уважает в должной мере территориальную целостность этой страны, и мы должны послать ей очень четкий сигнал», — сказал он.
До конца июля предполагается подготовить необходимую правовую базу и утвердить список лиц и организаций, которых коснутся новые ограничительные меры. Более того, возможно, санкции будут введены против компаний и физических лиц, которые материально и финансово поддерживают решения российских должностных лиц, ответственных за присоединение Крыма или дестабилизацию на востоке Украины.
Кроме того, Еврокомиссии поручено приостановить ряд программ сотрудничества с Россией, за исключением тех, что связаны с трансграничной сферой и поддержкой гражданского общества. В частности, будут заморожены программы в российском госсекторе, финансируемые Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Также ЕК должна принять ряд мер по ограничению инвестиций в Крым.
Стоит отметить, что в прошлом году финансирование проектов по линии ЕБРР составило около 2,5 млрд долларов, а ЕИБ - 1,4 млрд долларов. По предварительной информации, речь идет только о возможной остановке запуска новых проектов и займов, тогда как реализация действующих будет продолжена.
В то же время о введении Евросоюзом санкций против отдельных секторов российской экономики речь пока не идет, хотя их предусматривал ранее принятый так называемый трехступенчатый план.
Между тем, США все-таки ввели давно обещанные торгово-экономические секторальные санкции из-за "продолжающихся попыток России дестабилизировать Восточную Украину". В список предприятий, против которых направлены новые ограничительные меры, входят "Роснефть", "Внешэкономбанк", нефтегазовая компания "НОВАТЭК" и третий по величине банк в России "Газпромбанк". Санкции были введены также в отношении предприятий "Базальт", Феодосийской нефтяной компании, концерна радиоэлектронных технологий КРЭТ, компании "Созвездие", НПО машиностроения, концерна "Алмаз-Антей", концерна "Калашников", КБ приборостроения, компании "Уралвагонзавод". При этом в администрации американского президента уточнили, что США не заморозили активы "Газпромбанка" и "Внешэкономбанка". "Мы не блокировали собственность этих компаний в США. Но речь идет об ограничении их доступа на американский рынок", - заявил представитель Белого дома. По его словам, это также касается двух энергетических компаний - "Роснефти" и "Новатэка".
Среди лиц, попавших под санкции, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, министр по делам Крыма Олег Савельев, помощник президента РФ Игорь Щеголев, генерал-полковник ФСБ Сергей Беседа, один из лидеров самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Александр Бородай.
"Меры, которые предпринимает администрация США в отношении России, на мой взгляд, противоречат национальным интересам самих Соединенных Штатов, - прокомментировал новые санкции президент России Владимир Путин. - Что это значит? Это значит, что, например, крупные компании хотят работать в России, но сталкиваясь с определенными ограничениями, они будут терять в своей конкурентоспособности, по сравнению с другими энергетическими компаниями". Глава государства подчеркнул, что Россия предоставила крупнейшей компании США возможность работать на своем шельфе: "Ну что, они не хотят, чтобы она там работала? Они наносят ущерб своим крупнейшим энергетическим компаниям, и все ради чего? Ради того, чтобы, совершив одну ошибку, настаивать на другой? Я думаю, что это, как минимум, непрофессиональный подход".