Бразильские власти не дали скучать российскому лидеру. За 4 дня пребывания в этой стране Владимиру Путину придется совершить три внутренних перелета: из Рио в Бразилиа, из Бразилиа в Форталезу и из Форталезы обратно в Бразилиа. Дипломаты пытались облегчить участь президента, уговаривая принимающую сторону устроить оба пленарных заседания саммита БРИКС в одном городе и к ним же приурочить официальный визит, но к компромиссу не пришли. В итоге Путин проведет в воздухе шесть лишних часов и намотает по Бразилии несколько тысяч километров. Тем не менее в российской делегации уверены, что игра стоит свеч. Кремлю как никогда нужны влиятельные союзники, способные поддержать его позицию на международной арене, а после ссоры с Евросоюзом никого влиятельнее Китая, Индии, Бразилии и ЮАР ему в мире не найти. Хотя у этих стран нет общей границы, единство стратегических интересов очевидно. А это гораздо важнее, считает Путин.
В частности, лидеры БРИКС недовольны тем, как продвигается реформа мировой валютно-финансовой системы. Поэтому на саммите в Форталезе было принято решение противопоставить Всемирному банку и МВФ собственные институты. Создаваемый внутри альянса Новый банк развития (НБР) будет выдавать странам-участницам кредиты на приоритетные долгосрочные проекты. А средства пула валютных резервов, в который каждая из сторон должна внести около $20 млрд, позволят пережить трудные времена. В случае резкого колебания курса рубля или острого бюджетного дефицита Россия сможет перехватить из общего кошелька несколько «ярдов» до улучшения ситуации. В соглашении о создании пула оговаривается, что доступ к его ресурсам можно затребовать в любое время: в том числе для предотвращения возможных экономических проблем. «Международная валютная система чрезмерно зависит от положения доллара, — посетовал Путин, — Точнее, от валютно-финансовой политики американского руководства. Страны БРИКС хотят изменить это положение».
США в Форталезе неоднократно вспоминали и по другим поводам, так что если Бараку Обаме икалось, то было от чего. В частности, российская делегация как пострадавшая сторона подняла вопрос о применении односторонних санкций. Побывав ранее на Кубе, Владимир Путин смог лично убедиться, к чему приводит политика торговых ограничений и политической изоляции. В магазинах Гаваны до сих пор в изобилии есть только мыло и зубная паста, а населению и оставшейся промышленности приходится сидеть на жестком энергетическом пайке. России такой сценарий, конечно, не грозит, но участившиеся случаи применения санкций не могут не беспокоить. По мнению Путина, страны БРИКС должны сообща продумать систему мер, которая «позволила бы не допустить травлю государств, не согласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников».
Кроме того, Россия предложила партнерам по «пятерке» создать инфраструктурный фонд для финансирования транспортных и других проектов на территории стран БРИКС, а также Энергетическую ассоциацию с резервным банком топлива и профильным институтом. «Банк будет гарантировать энергобезопасность участниц альянса, а институт займется анализом тенденций на мировых энергорынках», — рассказал представитель российской делегации. Он напомнил, что аналогичная структура уже действует при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей почти все европейские страны, Японию и США. (Россию туда не берут, требуя отказаться от антизападной направленности политики Кремля, что в нынешней ситуации лишено всякого смысла.) По словам собеседника «МК», детали формирования инфраструктурного фонда и Энергетической ассоциации БРИКС будут обсуждаться на следующем саммите «пятерки», который состоится в 2015 году в Уфе.
Кстати, в Форталезе выяснилось, что, несмотря на упорные слухи, БРИКС в ближайшее время не превратится в «шестерку». Президенту Аргентины Кристине Киршнер не удалось обаять Владимира Путина, который высказался против расширения альянса («за» были Индия, Бразилия и ЮАР). По мнению российского президента, «сначала нужно отладить работу всех уже созданных в рамках объединения форматов сотрудничества», а потом уже думать о принятии в него новых членов.