Расширенное заседание комитета было собрано, чтобы обсудить, как работает закон о блокировке в Интернете информации, вредной для здоровья и развития детей. Глава комитета Елена Мизулина («СР») высказалась за фильтрацию Интернета «по умолчанию, на уровне операторов связи»: «Заключаете соглашение с оператором связи, он вам предоставляет чистый Интернет». Всем. Год назад на аналогичном мероприятии представители интернет-отрасли уверяли, что достаточно родительского контроля, а операторы дают всем возможность поставить блокирующие фильтры, которые защитят детей. Но, отметила г-жа Мизулина, «для этого нужна активность родителей», а они в большинстве своем компьютерно безграмотны.
Первый замглавы комитета Ольга Баталина («ЕР») согласилась, что «внедрение системы родительского контроля идет очень медленно», и высказалась в поддержку идеи «чистого Интернета по умолчанию». Это не означает запрета на «опасный Интернет» для родителей: «Если они считают возможным для себя расширенную версию — пожалуйста».
Представитель Минкомсвязи Екатерина Ларина назвала идею «здравой». Одной из главных задач ведомство считает просвещение населения, особенно людей старшего и среднего возраста, которые «кнопку включения компьютера не всегда могут нажать как надо».
Представитель Роскомнадзора Евгений Зайцев про «чистый Интернет по умолчанию» не говорил, зато рассказал о проблемах, с которыми сталкивается ведомство при реализации закона о блокировке сайтов. В последнее время «участились жалобы на хентаи, японские мультики, где изображены дети», сказал чиновник. Мультики эти для детей, но там нарисованы «такие вещи... это страшно». Роскомнадзор признает хентаи детской порнографией и требует удалять. Российские крупные провайдеры реагируют оперативно, но есть мелкие провайдеры и есть технические способы обхода блокировок, перед которыми Роскомнадзор бессилен, признал г-н Зайцев.
Денис Давыдов (Лига безопасного Интернета) призвал использовать контентную фильтрацию информации в Сети — пилотный проект, по его словам, успешно реализуется в Костромской области по соглашению с региональными операторами. Сам г-н Давыдов — за безопасный Интернет по умолчанию, и приводит в пример Великобританию, где взрослому, чтобы получить доступ в «опасную» сеть, надо предъявить паспорт. Но из слов представителя Костромской области Дмитрия Диденко стало ясно, что пилотный проект не столь радикален: оператор фильтрует контент, а пользователь в личном кабинете может включать и выключать такую фильтрацию.
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко изложил позицию отрасли: «Мы настаиваем на принципе добровольности подключения «белых списков» или нескольких тарифов», сказал он. Максимальная ставка, по его мнению, должна делаться на медиаграмотность населения, и это «должно превалировать над любыми запретительными механизмами», а взрослые должны ответственнее подходить к защите детей от опасной информации — «Семейный кодекс, где написано об обязанности родителей заботиться о детях, никто не отменял». Уточнение и доработка законодательства «наверное, нужна», сказал г-н Плуготаренко, но попросил делать это «по возможности плавно».
Но в том-то и беда, что «плавно» у наших законодателей получается чем дальше, тем реже...