В начале этой недели Абу Хаттала был похищен американским спецназом из группы «Дельта» и агентами ФБР и переброшен на борт американского военного корабля, дрейфующего в Средиземном море. Америка готова встретить ливийского террориста с распростертыми объятиями, чтобы задушить его в них.
Кто же такой этот Ахмед Абу Хаттала?
Он никогда не жаловал дядюшку Сэма и считал христиан и мусульман непримиримыми врагами, ведущими между собой нескончаемую религиозную войну. «Между религиями всегда существует война, такова природа религии», — говорил он.
В ходе нападения на американское консульство в Бенгази Абу Хаттала дирижировал своими ополченцами. Он руководил их атаками, которые подобно волнам обрушивались на консульство. После нападения Абу Хаттала то отрицал свое участие в нем, хотя и одобрял сам налет, то похвалялся своей главной ролью и явно наслаждался знаменитостью, которая столь нежданно свалилась на его голову. Даже после того как президент Барак Обама распорядился об его поимке, Абу Хаттала продолжал раздавать налево и направо интервью западным журналистам и даже приглашал некоторых из них «на чай» к себе домой! Он не скрывал своего жилья, кров которого он делил со своей матерью в предместье Бенгази эль-Лейти. Несмотря на многочисленные интервью, у него есть что рассказать американской Фемиде о побоище в Бенгази. «Он обладает многими волнующими секретами», — говорят в Вашингтоне, например, о себе и о мотивах нападения на консульство. Будет любопытно сравнить его показания с водопадом теорий заговоров, политических скандалов, болтологией телетокшоу, слушаний в конгрессе США и так далее.
Согласно одной из теорий заговоров, фигура Абу Хаттала раздута до размеров ливийского Усамы бен Ладена, а нападение на консульство в Бенгази рассматривается как месть «Аль-Каиды». Но в действительности Абу Хаттала мелкий местный бандит, и не имеет никаких связей с лидерами международного терроризма. По крайней мере так утверждают американские официальные лица, имеющие доступ к разведданным и следственным материалам. Этой же версии придерживаются бенгазийские исламисты и лидеры вооруженных группировок, знающие долгие годы Абу Хатталу.
Но вышесказанное не исключает того, за что Абу Хаттала восхищался Усамой. Об этом он откровенно говорил интервьюировавшим его западным репортерам. Восхищался Абу Хаттала и другими лидерами «Аль-Каиды». Он говорил, что в терактах 2001 года виновата исключительно американская внешняя политика. Сам Абу Хаттала, который много времени проводил в тюрьме режима полковника Каддафи, считавшего его экстремистом, ограничивался ролью «поклонника бен Ладена на расстоянии».
Однако по сравнению другими джихадистами из Бенгази, включая его друзей, Абу Хаттала выделялся своей сумасбродностью и экстремизмом. «Даже в тюрьме Абу Хаттала сторонился людей, — говорит о нем Шелех Мохамед Абу Сидра, исламский член ливийского парламента от Бенгази, который провел многие годы в тюрьме вместе с Абу Хатталом. — Он искренен, но невежествен. И вообще я думаю, что он не на все сто процентов нормален. Я всегда с удивлением задаюсь вопросом — как он мог стать лидером?»
Когда в феврале 2001 года началось восстание против полковника Каддафи, долгое пребывание Абу Хатталы в его тюрьмах сделало этого исламиста героем в глазах многих молодых ливийцев, которые искали «жестких на слова» шейхов, чтобы стать под их начало. Так Абу Хатталу удалось сколотить ополчение в составе 20-30 человек. Вскоре банда Абу Хатталы стала наводить ужас на весь Бенгази.
Однажды Абу Хаттала и его люди решили захватить и подвергнуть допросу генерала Абдул Фатта Юнеса, одного из главных мятежных военачальников, которому стали благоволить руководители НАТО. Похитители всю ночь допрашивали «продавшегося» генерала в штаб-квартире Абу Хатталы. На следующее утро тело генерала, изрешеченное пулями, было найдено на одной из улиц Бенгази. «Абу Хаттала стал грозой Бенгази, — говорит Мухамед аль-Хараби, лидер исламистской группировки Рафаллах аль-Сехати. — Люди стали бояться его».
Абу Хаттала наслаждался своей «славой». Когда исламистские милиции стали реорганизовываться в централизованную коалицию, он отказался вступить в нее, поскольку она показалась ему «недостаточно исламистской». К тому же она контактировала с новым продажным правительством, сформированным после падения режима Каддафи. Абу Хаттала требовал создания теократического государства в Ливии. Бывший лидер коалиции Фивзи Букатеф говорит о нем: «Он возомнил, что владеет самим богом, авсе остальные инфидели».
В период перед атакой на консульство Абу Хаттала жил, как я уже писал выше, со своей матерью в эль-Леити. Этот район Бенгази известен плотной концентрацией воинствующих экстремистов. Себе на жизнь Абу Хаттала зарабатывал в качестве контрактора-строителя, наряженный в синюю рабочую робу. Но он по-прежнему возглавлял вооруженную группу и даже контролировал один из чекпоинтов на шоссе, ведущем в Бенгази.
В тот самый день, когда банда Абу Хатталы готовила нападение н а американское консульство в Бенгази египетские исламисты устроили демонстрацию перед зданием посольства США в Каире. Поводом для демонстрации послужило видео, сработанное в США, полное насмешек над исламом. Когда через несколько часов после этого началось нападение на консульство в Бенгази Абу Хаттала заявил своим приверженцам, что и его акция является протестом против антиисламского видео. Но в интервью, данное несколько дней спустя, он подчеркнуто отказался отвечать на вопрос оправдывает ли такое видео нападение на дипломатическую миссию и убийство ее членов. Абу Хаттала отделался уклончивой фразой: «С религиозной точки зрения, трудно сказать, хорошо это или плохо».
Свидетели нападения на консульство США в Бенгази рассказывают, что руководящая роль Абу Хаттала была вполне очевидна. Он стоял на улице Венеция-роуд недалеко от здания и оттуда давал распоряжения. К нему поминутно подбегали его бойцы за приказами, обращаясь к нему со словом «шейх». Они рапортовали ему, а затем снова исчезали в дыме, охватившем здание консульства.
Заметив, кто дирижирует налетом, к Абу Хаттале подошел Анвар эль-Дос, местный служащий. Он попросил его разрешить ему войти в здание консульства. Оба мужчины подъехали к зданию в пикапе Абу Хатталы. Когда они вошли в здание милиционеры раступились перед ними. Попав под обстрел, эль-Дос бросился на землю, а Абу Хаттала, как ни в чем не бывало продолжал свой путь. «Он был абсолютно спокоен», — с восхищением вспоминает один молодой исламист. Фигуру Абу Хатталы зафиксировала и камера слежения консульства.
Несколько позже Абу Хаттала поехал в штаб-квартиру Ансара аль-Шарма, местного милиционера, члены банды которого тоже принимали участие в нападении на консульство.
Несмотря на свою руководящую роль в нападении на консульство Абу Хаттала не предпринял никаких попыток, чтобы скрыться, даже после того, как президент Обама приказал поймать его и предать суду. Впрочем, быть может, Абу Хаттала больше всего чувствовал себя в безопасности именно в Бенгази, где центральная власть опасалась затрагивать превосходящих ее по силе вооруженных исламистов.
Когда американские коммандос схватили Абу Хатталу, это оказалось сюрпризом для его соседей и жителей Бенгази. Они думали, что он участвует в каких-то очередных междуусобных разборках. Как раз в эти дни один «отвалившийся» генерал вел войну с исламистами Абу Хатталы и Анвара ан-Шариа. Жители Бенгази видели Абу Хатталу в последний раз в прошлое воскресенье. Его сосед вспоминает, что видел как тот покидал свой дом в одиночку. На одном плече у него болтался «Калашников», на другом висела бельгийская винтовка.
Абу Хаттала был взят без единого выстрела…
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.