Тема поставок украинского ОПК и нашего импортозамещения уже набила оскомину. Понятно, что если отношения наших стран не улучшаться, проблему хочешь — не хочешь, нам придется решать. Для этого потребуется 3-4 года.
Но все не так уж трагично, тем более, далеко не все, что говорится политиками в прямом эфире является истиной. Особенно, если эфир проходит сразу после неудачных газовых переговоров, где по информации «МК», вопрос перспектив военно-технического сотрудничества (ВТС) напрямую увязывался с ценой на «голубое топливо».
Не исключено, что заявление Яремы призвано убить сразу двух зайцев: послужить очередной порцией пропаганды для украинского телезрителя — дескать, с врагом не сотрудничаем, и одновременно стать весомым аргументом для российской стороны на перспективу будущих газовых переговоров.
То, что реально говорится о сфере ВТС в высоких кабинетах украинских политиков (по информации источников «МК», вхожих в эти кабинеты), звучит совсем иначе. Это и понятно: по оценкам экспертов, от разрыва российско-украинского ВТС серьезно пострадает порядка ста крупных украинских предприятий, что может привести к новому, и куда более кровопролитному Майдану.
Люди, только что заполучившие власть в Киеве, пока не готовы сделать себе «политическое харакири». И разговоры Виталия Яремы насчет переориентации украинских производителей ВПК на отечественный рынок и рынки Юго-Восточной Азии — это «колыбельная» для телезрителей ICTV. Любой экономист подтвердит: все это — пустые хлопоты, которые не способны компенсировать украинскому ВПК российский рынок. Так что резать курицу, несущую золотые яйца, способны лишь идиоты. А их критическая масса во властных структурах Киева, будем надеется, пока не превышена.
И главное: политика — может, конечно, и продолжение экономики, но вопрос наполнения собственного кошелька давно научил его владельцев лавировать между политическими струйками: политики спорят — бизнесмены приспосабливаются.
К примеру, поставляют свою продукцию не как военную, а как изделия двойного назначения, а то и вообще гражданского. Как ее затем использует покупатель — уже не его дело. Сделку можно провести через фирму и банк другой страны — и поди докажи, что поставил оружие в Россию.
К тому же в украинском законодательстве есть лазейка: реальный запрет существует лишь на продажу нашей стране оружия. Оружие — это пулемет, автомат — то, что непосредственно стреляет. А, к примеру, какой-то агрегат, деталь, узел — это уже часть вооружения. Оно под запрет уже не попадает.
Или так: по украинским законам, если завод подтверждает, что его продукция идет в третьи страны, то эту продукцию от может поставлять в Россию. А такой продукции — большинство. Более того, Украина ни один продукт ОПК не поставляет непосредственно Минобороны РФ (иностранные заводы не могут быть исполнителями гособоронзаказа) — все договоры заключены с гражданскими фирмами.
Короче, способов обойти запрет существует такое количество, что заявления украинских политиков на продажу изделий ВПК в Россию выглядит пустой декларацией. Это — всего лишь политические игрища. В них, похоже, не прочь поиграть и в России — почему нет, если выгодно? Так, 31 мая замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что российская сторона с середины марта не получает узлов и изделий вооружения и военной техники, заказанных на Украине.
Правда, на российских заводах говорят: проблем с поставкой украинских комплектующих нет. Как работали, так и работаем — ждем, пока политики наиграются, а, наигравшись, договорятся.