Начнем с законопроекта, который накануне утром собирались принять поскорее во втором чтении, а потом перенесли «для продолжения консультаций» — того, что позволяет членам Совета Федерации от Москвы одновременно быть депутатами Мосгордумы. Законопроект родился в результате успешных лоббистских усилий московских властей, которых не устраивает общероссийский порядок формирования Совета Федерации и которые попросили об исключении там, где работают серьезные люди, которым не может отказать Госдума... Общий-то порядок требует, чтобы сенаторов от законодательных собраний региона выбирали из числа депутатов этих законодательных собраний. Представьте: в сентябре 2014 года прошли выборы в Мосгордуму, кого-то из депутатов отправляют в Совет Федерации, а кто займет освободившееся место? Придется проводить довыборы, что хлопотно и дорого, да и вообще — зачем оно нам, если можно пойти и попросить кого надо? Зато теперь все остальные сенаторы от других регионов окажутся в неравном положении со «столичными штучками», потому что остальным, как и всем депутатам Госдумы, категорически запрещено одновременно быть депутатами региональных или муниципальных представительных органов!
Это исключение стало прямым следствием другого законодательного исключения, сделанного несколько месяцев назад для Москвы и Санкт-Петербурга, когда московские власти, посовещавшись где надо, пришли к выводу, что общероссийские правила, требующие не менее 25% мест в региональном парламенте избирать по партийным спискам, на города федерального значения не распространяются...
Законопроект о порядке наделения полномочиями судей в Крыму и Севастополе в повестке дня заседания 10 июня остался и был принят. Ко второму чтению в нем появилась поправка, которая разрешает соискателям на должности судей в формируемых в новых регионах РФ судах иметь гражданство иностранного государства. И тут исключение: общероссийские правила вводят запрет на эту профессию для обладателей двух и более иностранных паспортов или видов на жительство! Значит, если судья из Крыма захочет переселиться в другой регион РФ, он судьей ни за что стать не сможет? Прикреплены они теперь к родному полуострову цепями покрепче железных...
Депутаты не обсуждали этот законопроект. Проголосовали — и всё.
С этими двойными гражданствами такая путаница образовалась в последние месяцы, полные радостного патриотического подъема, — ну прямо как в тропическом лесу, где не продраться! С одной стороны, в Конституционном законе о принятии в состав РФ двух новых субъектов черным по белому написано, что через месяц после этого исторического события, то есть с 18 апреля, на территории Крыма и Севастополя действуют ограничения для чиновников, депутатов всех уровней, губернаторов, сотрудников правоохранительных органов, связанные с наличием у россиян иностранного гражданства. Но как они действуют, если у всех крымчан украинское гражданство есть по факту и избавиться от него они не смогут до тех пор, пока Украина не признает Крым российским? То есть до морковкина заговенья...
Российские власти почему-то надеются, что проблема сама собой разрешится к концу 2015 года — иначе почему в подписанном на днях президентом законе об уголовной ответственности за недонесение о втором гражданстве жителям полуострова разрешено пока на себя не доносить, в отличие от россиян с украинским гражданством из других регионов?
Опять исключение. Если раньше считалось, что законы пишутся для всех, но иногда для кого-то на практике из этих законов делаются исключения, то теперь исключения внедряются непосредственно в тело законов. Одно влечет за собой другое, их все больше, тело закона они уродуют все больше...
Это теперь считается нормальным. Обстановка теперь такая. Требует быстрейшего принятия законодательных мер без тщательного обсуждения оных. Если бы не обстановка...
Вот еще один законопроект из повестки дня 10 июня 2014 года. Он вносит изменения в отдельные законы в целях усиления борьбы с экстремистской деятельностью. Среди изменений — предложение в Уголовном кодексе изложить в новой редакции вторую часть статьи 282.2. Но если прочитать эту редакцию, то окажется, что она слово в слово повторяет ту, что уже действует — в соответствии с совсем недавно вступившим в силу антитеррористическим законом! Слово в слово повторяет.
Вопросов у депутатов не возникло. И у правового управления не возникло. И у юристов из Администрации Президента, похоже, не возникло. Только у журналистов они возникли. Риторические...