Абсурд? Ни капельки — суровая действительность. Только в роли наказуемого производителя — «Яндекс». Рискующий попасть под конфискацию с прилавка товар — сервис «Яндекс. Новости», агрегирующий заголовки российских изданий. Законодатели хотят заставить «Яндекс. Новости» регистрироваться в качестве СМИ, хотя компания уверяет, что агрегатор — это не редакция, а автоматический робот. В одной лодке с крупнейшим поисковиком окажутся и другие аналогичные компании - «Рамблер», «Мэйл.ру». А за счёт «эффекта домино» подтянется чуть ли не вся отечественная IT-индустрия.
Случиться всё это может очень скоро. Формат возможного сотрудничества флагманов отрасли с госорганами обсудит с ними на встрече во вторник Владимир Путин. А накануне вечером один из авторов законопроекта депутат Андрей Луговой, предлагавший приравнять «Яндекс.Новости» к СМИ, вроде как собирался посетить офис компании, чтобы лично удостовериться — роботы собирают новости или не роботы ...
То, что Луговой сначала пишет законопроект, а потом собирается посмотреть, как устроено то, о чём он пишет, - очень симптоматично. Так в последнее время и происходит: депутаты выдают на-гора законы про Интернет, а технари хватаются за головы: как это реализовать?
Вот, например, приняли закон о точечной блокировке сайтов с противоправным контентом. Как этот контент искать? Роскомнадзору пришлось раскошелиться на специальное оборудование стоимостью 25 миллионов рублей, и ещё посадить на него 10 операторов (каждому — зарплату!). Эксперты говорят, что людей потребуется больше. А результаты всё равно то и дело на грани анекдота: например, при пробном пуске дорогущая машина сочла экстремистской книжку про крокодила Гену — потому, что в её глоссарий слово «крокодил» забито как обозначение дешевого домашнего наркотика...
А иной раз на деньги влетает и бизнес. Вот Ирина Яровая предложила сделать так, чтобы информация обо всех действиях пользователя в Сети хранилась провайдером полугода — для улучшения борьбы с терроризмом. Наберёт террорист в поисковике запрос «как изготовить бомбу в домашних условиях?» - тут-то силовики его и цоп! Гениальная идея, но аудитория Рунета — 68 миллионов человек. Их «следы» в интернете — это даже не терабайты, а йотабайты информации ежемесячно. Где прикажете хранить такой объём данных? Новое оборудование провайдерам придётся закупать на свои деньги, а платить за него будем скорее всего мы с вами. Вершина абсурда — то, что законопроект о регистрации в качестве СМИ планируется применить и к западным поисковикам — тому же «Гуглу». На каком основании и каким образом — никто ещё всерьёз не думал.
Главные пострадавшие в этой истории — российские айтишники, от провайдеров до электронных СМИ, к которым через агрегаторы новостей ежедневно приходило 7-8 миллионов читателей. А это в отдельных случаях до 30% трафика. Для читателей эта сложившая система даёт возможность ориентироваться в Сети, для СМИ — рекламу и заработок. А на дворе, если кто забыл, экономическая рецессия и информационная война. Самое время подрубить финансовый сук, на котором сидит российское информационное общество.