Причина и повод абхазского конфликта

«Если бы президент вышел к народу, ничего этого не было бы!»

Ситуация в Абхазии остается напряженной. Оппозиция во вторник вечером вынудила президента Анкваба покинуть резиденцию президента. Здания администрации президента и государственного телевидения на момент подписания этого номера оставались в руках представителей оппозиции, взявшей их под контроль вечером 27 мая. Днем в среду в столице Абхазии проходила чрезвычайная сессия парламента, а вокруг правительственного комплекса опять собирался народ.

«Если бы президент вышел к народу, ничего этого не было бы!»

 

Напомним, что 27 мая во время переговоров лидеров оппозиции с президентом, протестующие ворвались в здание администрации. Анкваб отбыл в неизвестном направлении. Позже он выступил по телевидению и заявил о попытке силового захвата власти. Оппозиционеры, не встретив сопротивления со стороны силовых структур, взяли здание администрации под контроль и потребовали отставки президента.

- В настоящее время народ опять собирается вокруг комплекса правительственных зданий, – рассказал обозревателю «МК» днем в среду по телефону из Сухума известный абхазский общественный деятель, генеральный секретарь Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Геннадий Аламия, – Пока собралось тысяч 5, а вчера было около 10. Началось заседание парламента. Анкваб находится в Гудауте. Но где – точно не известно. Там у него дом, но ходят слухи, что он находится на российской военной базе. Если бы Анкваб вчера вышел к народу, ситуация была бы совсем другая. Многие вопросы были бы решены. У нас изначально не было намерения его убрать с должности... Вся эта ситуация возникла, во-первых, из-за проблемы паспортов, во-вторых, из-за вопросов по расходованию российской помощи.

Скандал, связанный с массовой раздачей паспортов грузинам, проживающим в восточных районах Абхазии, тянется уже несколько лет. Оппозиция подозревает, что гражданами Абхазии стали люди, которые не отказались от грузинского гражданства. «26 тысяч грузин получили абхазские паспорта. – говорит Аламия. – По этому поводу собрался первый народный сход, который потребовал разобраться в ситуации. А законы Абхазии запрещают двойное гражданство, исключение – гражданство России. Парламент принял решение упорядочить этот вопрос и наказать виновных. Анкваб вроде бы подписался под всеми требованиями, но ничего не было сделано. Недовольство народа вызвано также разбазариванием российской помощи. Люди считают, что нужен контроль за ее расходованием. Выступления оппозиции не направлены против России».

Сам Анкваб рассказал, как проходили переговоры с руководителями Координационного совета оппозиции. « Мы… обсуждали разные вопросы. Были и категорические требования о том, что мне надо уйти в отставку. Потом вернулись к вопросам о том, что возможно, надо уйти в отставку всему Кабинету Министров, надо освободить от должности Генпрокурора и руководителей двух районов - а именно Ткуарчалского и Галского районов… В ходе последнего обсуждения случилось так, что на нашу просьбу дать еще нам возможность обсудить какие-то тонкости за закрытыми дверями, представители оппозиции резко развернулись, ушли вниз к своим сторонникам, которые находились у здания администрации. Потом начался фактический захват здания… Большая группа людей, в том числе и вооруженных, пришли на Абхазское телевидение и фактически его захватили. ..Юридически, это, конечно, попытка силового захвата власти вооруженным путем».

Лидер оппозиции Рауль Хаджимба заявил, что оппозиция берет на себя временное руководство страной. В то же время секретарь Совбеза Абхазии Нугзар Ашуба назвал случившееся попыткой государственного переворота. О поддержке президента заявили и руководители силовых структур республики. Сторонники президента призвали провести другой народный сход там, где всегда принимались судьбоносные для абхазского народа решения: в селе Лыхны, на поляне Лыхнашта.

В Абхазии происходит вскрытие нарыва, который зрел давно. Нынешний президент Александр Анкваб – личность неоднозначная и крайне закрытая. В свое время, с 1981 по 1990 год, он работал в Тбилиси, сначала в аппарате ЦК компартии Грузии, затем начальником политотдела МВД Грузинской ССР. Очень сложные отношения были у него с первым президентом Абхазии Владиславом Ардзинбой, о чем в последние годы жизни Ардзинба написал в своих воспоминаниях. Между ними было определенное соперничество. Во время войны Анкваб работал министром МВД Абхазии, однако сразу же после победы над грузинскими войсками был вынужден уехать в Москву, где занялся бизнесом. Говорили, что его отъезд вызван разногласиями с президентом. Однако Анкваб не смирился с поражением и занялся формированием оппозиции. Он двигался к цели медленно, но последовательно. Тяжелая болезнь Ардзинбы дала ему шанс. Поскольку сам он не имел права баллотироваться в президенты, он заключил союз с Сергеем Багапшем, которого фактически и привел к власти. В 2004 году в Абхазии произошла первая «бархатная революция»: окружение Ардзинбы сделало ставку на Рауля Хаджимбу, его поддерживала и Москва. Утверждают, что все решили голоса грузин Гальского района, массово проголосовавших за Багапша. Тогда впервые внутриабхазские разногласия вылились на улицы. Анкваб после победы Багапша стал премьер-министром республики..

После смерти Багапша Кремль опасался поддерживать кого-то из кандидатов слишком откровенно. Какую позицию Кремль займет сегодня, предсказать сложно. Источники в правительстве Абхазии предполагали, что помощник президента РФ Владислав Сурков и заместитель секретаря Совбеза Рашид Нургалиев собирались в среду прибыть в Сухум, чтобы разобраться в ситуации на месте.


Марина Перевозкина

 

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Леонид СЛУЦКИЙ, глава думского Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (ЛДПР):

«Тенденции к развитию ситуации в таком направлении, к сожалению, витали в воздухе, если можно так сказать. Президент Александр Анкваб — человек очень достойный, но чуть более демократичный, что ли, чем надо, и это позволило оппозиции спланировать попытку государственного переворота.

Пример многих других стран показывает, что аналогичные события случаются, и дело не в том, что Анквабом были допущены какие-то действия, которые возмутили бы население и его политических противников, — он вел переговоры с оппозиционерами. Просто некоторые из них посчитали, что они на данный момент сильнее...

Но сейчас надо заниматься не диагностикой, а возвращать ситуацию в правовое русло. Нужно разговаривать, проводить консультации — возможно, и с использованием механизмов межпарламентской дипломатии. Иначе под угрозой окажутся мир, стабильность и безопасность в этом очень важном регионе, что будет весьма чувствительно и для России.

У депутатов Госдумы, безусловно, есть каналы связи с абхазскими политиками, представляющими оппозицию Анквабу. Поэтому я и считаю, что в таких сложных условиях межпарламентская дипломатия может оказаться эффективной. Мы готовы, но решение об использовании нашего ресурса в целях разрешения конфликта должно принимать руководство Российской Федерации».


Марина Озерова

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26535 от 29 мая 2014

Заголовок в газете: Сухумский гамбит

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру