В это воскресенье на Украине проходят президентские выборы. В почти любой другой европейской стране это бы означало: в понедельник выигравший кандидат примет поздравления от проигравших кандидатов. И все начнут работать в рамках нового политического расклада. На Украине все иначе. Крики “ Нас обманули! Выборы украли! Мы не признаем результатов!” - это в Киеве для главных проигравших кандидатов практически обязательная часть программы. Шансов на то, что в результате президентских выборов на Украине появится дееспособная властная вертикаль, к сожалению, менее 50 %.
Когда за несколько дней до украинских выборов Владимир Путин заявил о готовности РФ работать с любым их победителем, я не был особо удивлен. Фаворит киевской президентской гонки, “ шоколадный король” Петр Порошенко – не тот человек, с которым Москве будет легко или приятно иметь дело.
Петр Порошенко – политик, который еще в 2009 году призывал к вступлению Украины в состав НАТО. Петр Порошенко – фигура, обладающая достаточно двусмысленным набором лидерских качеств. Вот, например, как будущий президент Украины был охарактеризован в материале авторитетного немецкого журнала “ Шпигель”: “ Он не бесхарактерная тряпка” - сказал его хороший знакомый. Другие люди описывают человека, который хочет спасти Украину, как обладателя взрывного темперамента, истеричного, мстительного, а иногда странного и психованного”.
Другими словами, Порошенко для России – точно не подарок. Но в исключительно сложных ситуациях типа той, в которой мы все сейчас оказались, хоть что-то – это все равно лучше, чем ничего. Москва остро нуждается пусть в неудобном, но полноценном партнере в Киеве. России нужен в украинской столице человек, с которым можно спорить, не соглашаться, даже ругаться, но, в конечном итоге, договариваться. Нам нужен во главе Украины такой лидер, который пользуется хоть каким-то авторитетом и способен добиваться выполнения своих обещаний.
После свержения Виктора Януковича такого человека в Киеве не было. Две фигуры, которые на данный момент обладают титулами и.о. президента и премьер-министра – это некое подобие китайских болванчиков или роботов-автоматонов. Эти люди – Турчинов и Яценюк - никем не избраны. И в силу этого не могут в полной мере ощутить всю полноту своей ответственность за Украину в этот критический момент своей истории. Зато они остро ощущают всю непрочность и временность своего положения и глубину своей зависимости от вооруженных людей, которые дали им власть и могут в любой в момент взять ее обратно.
На таком фоне появление во властном Киеве человека, который обладает чем-то похожим на мандат народного доверия – это однозначно отрадный факт. Но вот появится ли такой человек по итогам воскресных выборов? Это далеко не очевидно.
У украинских политиков есть сомнительный талант. Они способны так запутать даже самую простую ситуацию, что распутать ее решительно невозможно. Как я уже сказал, высоки шансы на то, что проигравшие кандидаты не признают итогов выборов. Например, пламенная Юлия Тимошенко еще задолго до открытия избирательных участков заявила о своем категорическом отказе смириться со своим поражением. Выигравшему кандидату придется тратить свою энергию и политический капитал либо на усмирение недовольных проигравших, либо на нахождение с ними политического компромисса.
И это только первый пункт. Пункт второй – вопрос о полномочиях всенародно избранного президента. По Конституции 2004 года, которая вроде бы восстановлена, президент – это некое подобие английской королевы. По Конституции 2010 года, которая вроде бы отменена, президент – полновластный хозяин властной вертикали.
Почему я упорно употребляю словосочетание “ вроде бы”? Потому, что решение парламента о рокировке Конституций было проведено с грубыми юридическими нарушениями. Поэтому вопрос полномочиях президента, с формаьной точки зрения, повисает в воздухе. С неформальной точки зрения, все обстоит еще хуже. Донецк и Луганск бунтуют и отказываются признавать свою общность с “ новой Украиной”. “Лояльные” Киеву регионы полны вооруженных людей, которые считают властью только самих себя.
В этих условиях победителю президентских выборов будет весьма сложно управлять страной и вдвойне сложно договариваться с Россией и собственными гражданами с Юго-Востока. Официальный Киев стал заложником своей собственной истеричной риторики. Национальные интересы Украины требуют компромисса, сотрудничества и договоренностей. Но как новый лидер страны может договариваться о сотрудничестве с силами, которые политики и СМИ в Киеве называют не иначе как “ терррористами”? “ Патриотичные” толпы и политические конкуренты мгновенно обвинят руководителя государства в “национал-предательстве”.
Неужели в хаотичном киевском политическом пейзаже нет силы, которая способна играть роль стабилизатора, арбитра и успокоителя? Есть такая сила. Это США и ЕС в лице своих эмиссаров. Уровень влияния западников в украинской столице сегодня запределен. Горе тому политику, который рискнет ослушаться их “ советов”. Но вот чьим интересам будут отвечать западные “ советы” - интересам тех, кто их дает или интересам Украины? Простая логика подсказывает первый вариант.
В силу всех этих причин ожидать, что утром после выборов на Украине наступит новая счастливая, добрая и мирная жизнь, не приходится. Но украинские президентские выборы – ве равно шаг в правильном направлении. Если легкого и приятного пути из ямы нет, это еще не значит, что не надо пытаться из этой ямы выбраться.