Как стало известно в первой половине дня 20 мая, Генпрокуратура направила в Госдуму представление с просьбой лишить неприкосновенности депутата Митрофанова, а именно - дать согласие на возбуждение против него уголовного дела по статье 159 («Мошенничество»). Информацию о том, что такое письмо в Госдуму поступило, подтвердили журналистам в руководстве аппарата нижней палаты парламента. Глава Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов сообщил, что письмо направлено спикером в профильный Комитет по регламенту и организации работы Думы. К вечеру официально подтвердил версию следствия и представитель СК Владимир Маркин: доказательства причастности Митрофанова к мошенничеству переданы в Генпрокуратуру.
Версия следствия такова (цитируем заявление Маркина на сайте СК РФ): « ...Помощник депутата Госдумы РФ Алексея Митрофанова Александр Деревщиков располагал информацией о рассмотрении Девятым арбитражным апелляционным судом имущественного спора. Весной 2012 года группой лиц, в которую помимо Деревщикова вошел сам депутат Алексей Митрофанов, судебный пристав Али Кодзоев и Радиш Саутиев, был разработан план хищения денежных средств у предпринимателя мошенническим путем.
Участники преступной группы предложили бизнесмену Вячеславу Жарову за 200 тыс. долларов США обеспечить вынесение судебного решения по вышеуказанному спору в его пользу, утверждая, что передадут эти деньги должностным лицам суда. В действительности они не собирались предпринимать никаких действий, намереваясь похитить денежные средства.
В ходе личной встречи Митрофанов заверил предпринимателя, что сможет повлиять на вынесение этого решения используя свой административный ресурс. Затем Саутиев получил от доверенного лица бизнесмена часть требуемой суммы. После этого противоправные действия этих лиц были пресечены сотрудниками правоохранительных органов.
В ходе следствия с Деревщиковым и Саутиевым заключены досудебные соглашения о сотрудничестве, после чего они дали подробные показания об обстоятельствах преступления. Приговором суда они признаны виновными в мошенничестве. Али Кодзоев скрылся от следствия и был объявлен в розыск.
Собранные по уголовному делу доказательства указывают на причастность Алексея Митрофанова к этому преступлению».
Сам Алексей Митрофанов в разговоре с корреспондентом «МК» заявил, что «узнает все детали этого дела двухлетней давности из СМИ»: «Со мной никто не говорил, мне никто не звонил ни из прокуратуры, ни из комитета по регламенту». Депутат уверяет, что за последние два года, что тянется эта история, он два раза беседовал со следователями, отвечая на их вопросы в качестве свидетеля, «без ссылок на неприкосновенность» (опросить депутата без согласия Думы можно только с его добровольного согласия). Глава комитета сказал, что «никакого представления, никаких бумаг» он ещё не видел, и является «таким же зрителем, слушателем и читателем, как и все». Все публикации и утечки информации по этому делу, которые случались ранее, справоросс назвал «художественной литературой», потому что, мол, никаких официальных заявлений на сей счёт ни Генпрокуратура, ни СК не делали.
Глава Комитета, Сергей Попов («ЕР»), предположил, что вопрос может быть рассмотрен Госдумой в начале июня. Вообще-то думский регламент требует, чтобы такого рода решения принимались «на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения представления в Госдуму». Если понимать «по истечении» как «через 7 дней после внесения», то получается, на следующей неделе. Но следующая неделя по графику работы у депутатов - региональная, потом - неделя работы комитетов и комиссий, пленарных заседаний не будет до 10 июня.
Сейчас в Госдуме работают трое депутатов, находящихся под следствием или судом: коммунисты Владимир Бессонов и Константин Ширшов, а также справоросс Олег Михеев.