«МК»
год назад. 27-летний Ибрагим Тодашев, выходец из Чечни, был другом или, как минимум, знакомым Тамерлана Царнаева, старшего из двух братьев-бомбистов Бостонского марафона: они общались на почве боевых искусств. Тодашев добровольно давал показания у себя дома в Орландо, штат Флорида, агенту ФБР и полицейскому из Массачусеттса и, как утверждает прокуратура, внезапно атаковал допрашивавших его блюстителей порядка. Агент ФБР убил его, согласно официальной версии, в порядке самообороны.
Как сообщала в прошлом году флоридская газета The Orlando Sun Sentinel, Тодашев был известен правоохранителям как лицо, склонное к насильственным действиям. Незадолго до своей гибели он был арестован за драку на парковке торгового центра, где он не поделил парковочное место с другим мужчиной и жестоко его избил. Был ли инцидент во время допроса Тодашева, закончившийся для него смертью, обусловлен горячим темпераментом чеченца, которому надоело отвечать на вопросы и писать показания в течение нескольких часов? Не исключено. Но есть и другая гипотетическая возможность – отсутствие выдержки и здравомыслия мог проявить агент ФБР.
Хорошо осведомленная бостонская газета The Boston Globe идентифицировала этого агента как 41-летнего Аарона Макфарлейна, который в прошлом служил в управлении полиции города Окленд, штат Калифорния. В свою бытность калифорнийским полицейским Макфарлейн однажды имел отношение к делу, касавшемуся коррупции в оклендской полиции. Когда его хотели допросить под присягой, он отказался, прикрывшись конституционным правом не давать показаний, которые могут тебе повредить. Он также был фигурантом двух дел о полицейской жестокости; в 2003 году оба этих дела были урегулированы во внесудебном порядке. Четыре раза (!) он был объектом расследований, проводившихся службой собственной безопасности городской полиции. В 2004 году он уволился по собственному желанию и получил пожизненную пенсию в размере $52.000 в год (!).
А потом его взяло на работу ФБР. Как пишет The Boston Globe, в Калифорнии это вызывает большое удивление. Иэн Келли, адвокат из Сан-Франциско, который подал в суд на Макфарлейна от имени избитого им гражданина, недоумевает, как ФБР могло проигнорировать его прошлое. Другой адвокат, Бен Розенфелд, который представлял другого клиента в деле против Макфарлейна, говорит: «В ФБР стремится поступить достаточно желающих, и в ФБР должны служить лучшие из лучших – нет нужды соскребать со дна остатки».
Если же служат не лучшие, то стоит ли удивляться тому, что ФБР прошляпило столько терактов – включая 11 сентября 2001 года? И взрывов на Бостонском марафоне могло бы не быть, если бы фэбээровцы иначе отнеслись к предупреждениям из России относительно Царнаевых. Не отследили, не уследили...
Зато формальные критерии в этом ведомстве всегда блюдут с большим бюрократическим усердием. Прием на работу в ФБР Макфарлейна мог быть как раз следствием этого: человек, который служил в полиции Окленда, формально подходит как нельзя лучше. Окленд с его 400-тысячным, сплошь черным населением и одним из самых высоких в США уровней преступности – страшное место для службы в полиции (которая в этом городе насчитывает лишь 650 человек). Если ты прошел это горнило, тебе сам черт не брат.
В своем письме в минюст США, ФБР и прокуратуру штата директор флоридского отделения Совета по исламско-американским отношениям Хассан Шибли задает вопросы: знали ли эти инстанции о прошлом агента ФБР Макфарлейна, и если знали, то как они могли полагаться на его показания относительно обстоятельств гибели Тодашева, в которого агент выпустил семь пуль?
Ответов пока нет. И остается загадкой, как писал в прошлом году журнал The Atlantic, почему правоохранители не постарались, невзирая на любые обстоятельства, сохранить жизнь «человеку, потенциально знавшему ответы на вопросы, касающиеся теракта на американской земле»?
ФБР вышло на Тодашева уже через два дня после того, как братья Царнаевы были идентифицированы как виновники теракта в Бостоне. Он не уходил от бесед со следователями, не пытался скрыться и даже, по словам друзей, отложил поездку в Чечню. А потом – нападение на допрашивающих, которое закончилось его гибелью? Очень странная история.
Илья БАРАНИКАС, собкор «МК», Нью-Йорк.