Распространение таких материалов, считает Луговой, "также является распространением массовой информации", следовательно, раз "Яндекс" "является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию", он должен соблюдать правила, "установленные для средств массовой информации".
Луговой подтвердил газете факт направления запроса в прокуратуру. По его словам, "отличий между новостями в топе "Яндекса" и новостями, которые распространяет, например, газета, нет". И депутат настроен крайне решительно: в случае если Генпрокуратура признает, что компания под закон о СМИ не подпадает, он подготовит изменение в законодательство - чтобы "деятельность ресурса находилась в правовом поле".
Что подвигло Лугового вдруг взяться за поисковик, не вполне понятно. Однако стоит отметить, что всего пару недель назад на "Яндекс" обратил внимание Владимир Путин. На медиафоруме Общероссийского народного фронта 24 апреля один из блогеров спросил президента: "С одной стороны, это поисковик, с другой - это вроде как СМИ. Топ-5 новостей "Яндекса" просматривают несколько десятков миллионов человек. "Яндекс" при этом не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет".
Путин ответил, что с "Яндексом" "не так все просто". "Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать", - добавил он.
Заметим, что в рамках того же медиафорума Путин в некотором роде "вступился" за отечественный поисковик. На вопрос одного из участников дискуссии о рисках хакерских атак, деятельности АНБ и поиска информации через Google, глава государства ответил: ""Яндексом" пользуйтесь! Да, все идет через американские сервера". Попутно президент произнес фразу, тут же ставшую крылатой "в интернетах": "Все это (интернет) возникло как спецпроект ЦРУ США, так и развивается".
Возвращаясь к перспективам "Яндекса" быть приравненным к СМИ, напомним, что 22 апреля Госдума в один ряд с журналистами поставила блоггеров. Руководство поисковика не радует вероятность пополнить список подотчетных закону о СМИ фигурантов. Компания заявила: "На главной странице "Яндекса" показываются заголовки только из самых авторитетных СМИ, имеющих российскую лицензию. На наш взгляд, нет необходимости повторно лицензировать заголовки на главной странице "Яндекса", поскольку все они уже являются продуктами лицензированных СМИ".
Глава фонда "Общественная экспертиза", бывший секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко в беседе с "Коммерсантом" указал на некоторую абсурдность ситуации: ""Яндекс" не является СМИ так же, как им не является "Почта России", потому что не все, что служит для распространения, является СМИ".