Все началось в мае прошлого года, когда Роскосмос, опубликовал проект развития отрасли до 2030 года. Его раскритиковали, несколько раз отсылали на переработку. Дмитрий Медведев раза три стучал кулаком по столу, требуя наконец, представить ему внятный вариант концепции. Ничего внятного космическое ведомство так и не представило. И наверху решили, что не стоит ждать милости от Роскосмоса — проще реформировать само это ведомство.
И вот тут предложения посыпались как из рога изобилия! Глава Роскосмоса Владимир Поповкин предложил вариант создания госкорпорации, который подразумевал слить воедино все предприятия отрасли под его руководство. Кстати, в этом узурпаторстве было одно маленькое рациональное зернышко: Роскосмос получал реальные рычаги воздействия на отраслевые предприятия, «отняв» их у Росимущества. Второй вариант предложила группа Открытого правительства: усилить роль Роскосмоса, как госоргана, но только в сфере генерации идей. Материальная же составляющая возлагалась бы на специально созданное ОАО «Космопром», которое получало право распоряжаться имуществом космических предприятий и формировать заказы. И, наконец, третий вариант поступил от так называемой группы «Жукова-Пайсона», экспертов из «Сколково»: они ратовали за то, чтобы укрепить позиции Роскосмоса, объединив все его предприятия в несколько крупных холдингов, подчиняющихся все тому же Поповкину.
Чиновники ломали головы над проектами три месяца. Но тут клюнул жареный петух - взорвался «Протон» с тремя спутниками ГЛОНАСС. Тут уже к делу о реформировании отрасли подключился сам Владимир Путин и создал специальную комиссию во главе с Дмитрием Рогозиным, которая займется подготовкой реформы космической отрасли. Первое заседание комиссии запланировано на 5 июля. Экспертам от космонавтики больше импонирует именно вариант из Сколково. Так, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев считает, что он не отличается радикализмом, как варианты с образованием полной или частичной корпорации, и направлен на укрепление позиций главы Роскосмоса. Но, как стало известно «МК», в Правительстве сейчас больше склоняются ко второму варианту реформы. Правда их дежурное название «Космопром» заменили на столь любимое сейчас «Корпорация». Если этот вариант утвердят, она и подомнет под себя все управление космической отраслью, за Роскосмосом в основном останется только разработка генеральных планов. Однако поддержат ли потом эти планы менеджеры из «Объединенной ракетно-космической корпорации» - вопрос. Как показывает практика, госкорпорации обычно замыкаются на получении прибыли, забывая о науке.