На портале Slon.ru Сергей Гуриев написал, что «статус свидетеля по «делу ЮКОСа» – это как упавшая на голову сосулька». «Просто не повезло. Да, не надо жить в стране, где не убирают сосульки. А если уж живешь, не надо под ними ходить – публично высказываться в поддержку Навального, участвовать в общественной экспертизе второго дела Ходорковского. А если уж ходишь, тогда не жалуйся, если не повезет», - пишет экономист.
Он отметил, что в России стало нормальным то, что в других странах считается нарушением. Гуриев приводит пример допросов, обысков, нарушения тайны переписки, которым он подвергся, и от которых уехал во Францию.
«В России же мне все чаще говорят: «А чего еще ты хотел», «Это нормально». Многие коллеги сказали, что «риски приемлемые», что не надо переживать, надо продолжать работать и ходить на допросы. (Один коллега даже сказал: «Если будет подписка о невыезде, сядешь в машину и уедешь на Украину».)», - написал Гуриев.
«Именно то, что ненормальное быстро становится нормой, и убедило меня в необходимости отъезда, - рассказывает экс-ректор РЭШ. - Я не хочу нести такие риски. Уехав во Францию, я потерял очень много – у меня не было ни долгосрочной визы, ни работы, ни знания французского. Работу, впрочем, я нашел довольно быстро – еще до того, как разразился скандал (которого я, конечно, всячески старался избежать). Мне особенно обидно, что мне пришлось покинуть РЭШ, не доделав много важных дел и не выполнив многих обязательств перед своими коллегами».
«Этот анекдот лучше всего говорит о том, что является нормой в сегодняшней России:
Как дела?
Все нормально. Дела открыты», - подытожил Гуриев.
«МК» писал, что в ходе итоговой пресс-конференции иностранный журналист заявил о «серьезной обеспокоенности германских компаний ситуацией в России», включая отъезд из России бывшего главаа Высшей школы экономики Сергея Гуриева. «Что касается нашего бывшего директора экономической школы – у него жена в Париже живет и работает, ему никто не угрожал, он постоянно к ней ездит, - продолжал Путин. - Хочет возвращаться – пусть возвращается. Хочет жить как свободный человек в Париже – пускай живет в Париже. Никто не гонит, не выгоняет, не пугает. Не нужно раздувать проблемы, которой не существует».
В ответ представитель испанской газеты «El Pais» Пилар Бонет, которая давно работает в России задала вопрос: «Можете ли вы гарантировать безопасность Гуриева, если он вернется в Россию? Не пропадет ли он в тюрьме?». «Что, разве есть какие-то основания посадить его в тюрьму? – округлил глаза Путин. - Я об этом ничего не знаю. Я фамилию-то такую недавно узнал и не знаю, есть ли у него какие-то прегрешения перед законом. Если ничего не нарушил, 100 процентов, ему ничего не угрожает».