Железнодорожный вояж Медведев начал в подходящее время — День железнодорожника. Вместе с начальником на поезд сели его заместитель Аркадий Дворкович, ряд министров и их замов, а также их многочисленная свита. Литерный поезд, который приготовили для высоких гостей, ранее был переоборудован для Владимира Путина. Так что Медведев, говорят в окружении премьера, вселился в бронированные апартаменты коллеги по тандему. Прочим же чиновникам ради экзотики пришлось мириться с теснотой: министры и их замы жили по двое в СВ-вагоне, а прочие довольствовались
ДАМ, впрочем, лучше всех попутчиков вжился в роль пассажира: утром в понедельник вдруг сошел на станции Топки, что в Кемеровской области, и посетил пристанционный магазинчик. Продавщицу к такому визиту явно не готовили: завидев Медведева, она от неожиданности спряталась. Впрочем, после призыва чиновника из местной администрации образумилась и обслужила покупателя. Тот купил три поллитровки местного кваса, три батона хлеба и жвачку, заплатив примерно 150 рублей. Медведев продолжал наслаждаться экзотикой — сумму покупки ему посчитали на деревянных счетах.
Справедливости ради дополнительные продукты пассажир приобрел не из-за чувства голода: в спецпоезде хорошо кормили всех — вплоть до журналистов. Правда, питаться всем обитателям поезда (кроме, конечно, Медведева) приходилось посменно: один из вагонов-ресторанов был переделан под зал для совещаний. Здесь, скучившись за небольшим столом и покачиваясь в такт поезда, чиновники заседали по теме железнодорожных тарифов. У путешественников то и дело отключалась мобильная связь, а также микрофоны, но работа не прекращалась. В такой обстановке было решено увеличить тарифы на железнодорожные перевозки не на плановые 5, а на все 7%.
Владимир Якунин, впрочем, уверял, что этого хватит лишь для недопущения деградации железнодорожной инфраструктуры. Он просил денег «взаймы» из Фонда национального благосостояния. В случае невыполнения «требований» угрожал удорожанием билетов на пригородные перевозки, а также прекращением развития московского и питерского транспортных узлов. И даже ставил под угрозу чемпионат по футболу-2018.
— Не надо пугать, — отреагировал Медведев. Дополнительные источники средств для развития железной дороги, как он позже признался журналистам, найти так и не удалось.
Рано утром в понедельник поезд с чиновниками прибыл в Томск, который ранее стал эпицентром лесных пожаров. Надо сказать, на самолете прилететь бы сюда просто не получилось.
Но если самому премьеру поездка на поезде была в удовольствие, то некоторые россияне, по словам Медведева, стали заложниками ситуации. Жители «горящих» регионов не смогли улететь к месту отдыха, сказал он. Речь о Сибири, Дальнем Востоке, Урале, юге России, где площади и число крупных пожаров растут, несмотря на старания чиновников.
Глава Росгидромета Александр Фролов, впрочем, уверил, что температура вскоре упадет на
Шесть часов переезда — и десант чиновников оказался в шахтерском городе Ленинске-Кузнецком. Работников шахты «Комсомолец» Медведев застал около лифта, поднявшего их на поверхность. Впрочем, шахтеры к встрече были явно подготовлены: хвалили оборудование и хорошие зарплаты (45 тыс.).
— А газовый анализатор у вас пищит? — спросил ДАМ.
— Попискивает иногда, — признались собеседники.
Шахтеры поспешили уверить визитера, что слухи о недавней катастрофе на «Комсомольце» — журналистская утка. Дело ограничилось задымлением, и никто не погиб, в то время как СМИ сообщили о десятках погибших и пропавших без вести.
— Гадости писать всегда приятно, — ответил ДАМ, сославшись на бесконтрольность Интернета.
Железнодорожный вояж Медведева завершится во вторник в Новосибирске, где чиновники затронут еще две темы — авиаперевозки и науку. После чего премьер наконец распрощается с поездом и вернется в Москву самолетом.
Томск—Ленинск-Кузнецкий.