Сам праздничный для железнодорожников день премьер провел в Омске, где заодно поздравил местных жителей с Днем города. После чего визитер прибыл в депо, где его уже ждал спецпоезд. Однако гости погрузились далеко не сразу: сначала осмотрели «поезд-поликлинику» (передвижной консультативно-диагностический центр) и пообщались с простыми машинистами.
Поликлинику на рельсах визитер одобрил: еще бы, за 2-3 часа здесь можно успеть то, на что в обычной поликлинике не хватит и четырех дней. А именно – сдать любой анализ, обследоваться на УЗИ, проконсультироваться с узким специалистом. В настоящее время на российских железных дорогах работают пять таких поездов.
- Сегодня - 175 лет со дня открытия первой в России железной дороги, которая соединила Санкт-Петербург и Царское село, - напомнил повод для встречи премьер. - Тогда рельсы в России тянулись лишь на75 км, а теперь – более чем на 85 тыс. км.
Машинисты, впрочем, задавали совсем не «железнодорожные» вопросы: о профессиональном образовании, борьбе с лесными пожарами, а также высоких ставках на ипотеку. Надолго дискуссия не затянулась: премьера ждал спецпоезд.
- Мы нарушим движение железной дороги, если я сейчас не уеду, - предупредил ДАМ.
Литерный поезд, который глава РЖД Владимир Якунин приготовил для высоких гостей, ранее был переоборудован для Владимира Путина. Так что Медведев, говорят в окружении премьера, вселился в апартаменты коллеги по тандему. Министры, их заместители и некоторые чиновники заняли СВ-вагон (по два человека в купе), а прочая свита довольствовалась 4-местным купе.
Под конференц-зал для совещаний был переделан один из вагонов-ресторанов, так что с питанием свиты, журналистов и самих железнодорожников в спецпоезде возникли проблемы. Приходилось кормить пассажиров посменно.
В импровизированном зале для совещаний тоже все сидели друг у друга на головах. Медведев, обратив внимание на страдания журналистов, заметил, что рад бы, но пустить всех за стол переговоров не может.
Обсуждению животрепещущей темы – тарифов на перевозки – мешали технические проблемы, возникающие из-за стесненных условий. Например, отключались микрофоны, и журналисты переставали слышать ораторов.
Однако глава РЖД все же донес до Дмитрия Медведева основную мысль: денег на развитие железных дорог не хватает. Разве что на поддержание инфраструктуры в нынешнем (удручающем) состоянии.
Спрос на перевозки к 2020 году вырастет на 40%. Денег, чтобы удовлетворить такие потребности, у РЖД не хватит, сообщил глава компании. На следующий год железнодорожные тарифы планируется проиндексировать на 7%, и этих денег явно не хватит. Такая индексация позволит железнодорожной инфраструктуре разве что не деградировать. Однако о развитии высокоскоростного сообщения, московского и питерского транспортных узлов и прочих дорогостоящих проектах речи тогда уже не идет. Между тем издержки РЖД все время растут, говорил он: цены на металл подскочили в 3,8 раз, на уголь – в 5 раз.
Кредиты не выход, сказал Якунин: к 2015 году долговая нагрузка компании достигнет 700 млрд. рублей, плюс около 100 млрд. рублей по процентам.
Предложения главного железнодорожника – помочь РЖД при помощи Фонда национального благосостояния. Из этих средств, согласно его идее, должны быть выкуплены облигации компании. Деньги Якунин обещал вернуть – когда-нибудь.
Иначе совсем загнутся пригородные перевозки. Денег на их развитие не хватает, а «пассажиры хотят ездить с биотуалетами, кондиционерами». «Это вопрос того, сколько будет стоить билет на электричку», - пригрозил он. Грузовые перевозки тоже приносят убытки.
Министр транспорта Максим Соколов поддержал: денег не хватает. 85% локомотивам более 20 лет, износ 70-80%. Ветшают рельсы.
Медведев решений не огласил – сказал, что нужно разбираться с дополнительными источниками средств.
Завтра премьеру-путешественнику предстоит разбираться с лесными пожарами в Томске, затем он отправится в Кемеровскую область и Новосибирск.