Конституция с автографами
На сайте Кремля в разделе “Символы президентской власти” одним из официальных знаков президента назван “специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции”. Мол, подтверждает это указ президента от 5 августа 1996 года №1138, изданный еще Борисом Ельциным накануне его повторного вступления в должность главы государства. Однако если спецконституцию использовали на инаугурации первого президента России в соответствии с указом, то в случае с Путиным и Медведевым это была скорее дань традиции.
Один из официальных символов таковым вовсе не является: за сутки до назначенной на 7 мая 2000 года инаугурации тогда еще и.о. президента Путин подписал Указ №832, который подтвердил, что штандарт и знак президента являются символами главы государства, и отменил указ от 1996 года. А вместе с ним — и особый статус спецэкземпляра Конституции.
То есть с 2000 года вступающий в должность президент может приносить присягу на любом экземпляре Основного закона — хоть на специальном, хоть на взятом напрокат в районной библиотеке. И тем не менее раз в четыре года стены библиотеки президента в Кремле на инаугурацию выносят именно эту, в красной обложке из кожи варана с золотым и серебряным тиснением, книгу. Она оказалась настолько “стойкой”, что даже недавние поправки в главный закон страны об изменении срока полномочий президента и Госдумы ее не коснулись. Хотя 10 января этого года президент издал распоряжение в течение месяца обеспечить опубликование текста Конституции с поправками, в спецэкземпляр Конституции новации пока внесены не были. Впрочем, как пояснила “МК” пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, это только пока — в книге заменят нужные страницы и еще раз переплетут.
Корреспонденту “МК” удалось побывать в библиотеке и увидеть первую книгу страны своими глазами. Но не потрогать — директор библиотеки Наталья Гавриленко раскрывала нужные страницы сама, в белых перчатках. Хотя особой охраны у спецконституции нет (она и так находится во всячески охраняемом 14-м корпусе Кремля), относятся к ней все-таки заботливо. Еще бы — она единственная и неповторимая. Хотя специальных экскурсий к спецэкземпляру не водят, некоторым гостям ее все-таки показывают (правда, каким именно, сотрудники не признались).
Каждый новый президент после инаугурации ставит в книге автограф. В самом начале книги с помощью лент вплетают страницу из тонкой дорогой бумаги с изображением Кремля, текст которой гласит, что именно на этом экземпляре принес присягу очередной президент, стоит его печать и подпись. Таких страничек сейчас четыре — одна “ельцинская”, две — с подписью Путина и самая свежая — с автографом Медведева.
Президентский штандарт и государственный флаг весьма похожи. Оба в триколоре, только штандарт еще и с вышитым гербом. Штандарт установлен над первым корпусом Кремля, где находится кабинет главы государства, флаг развевается над 14-м корпусом. Один — символ президента, второй — государства. Когда штандарт опускается над Кремлем — значит, сменился президент. Когда государственный флаг — сменилось государство. Очевидно, поэтому стяги по техническим причинам предпочитают менять ночью. Впрочем, национальный триколор впервые взвился над Кремлем тоже в потемках.
Трехцветный флаг номер один, как известно, впервые подняли над Белым домом в августе 1991 года по распоряжению Ельцина. Нынешний главный завхоз Кремля, бывший в то время начальником одного из управлений в Белом доме, Виктор Савченко, вспоминал, как в спешном порядке позаимствовал триколор у экс-министра внешних экономических связей Виктора Ярошенко (“Кто в Кремле хозяин”, “МК”, 09.08.2008).
Смена советского алого стяга над Кремлем на флаг новой России проходила не менее драматично. Савченко говорил, что у него даже была особая тетрадь, в которой он подробно расписал, как должна проходить замена. Однако очевидец смены эпох в Кремле в декабре 1991 года, покойный ныне Борис Грищенко, журналист информагентства, 15 лет проработавший в кремлевском пуле, в своей книге “Посторонний в Кремле” вспоминал, как первые 12 минут своего существования Российская Федерация провела... под чужим флагом. “Как только полотнище триколора развернул ветер, кто-то из стоявших у окна третьего этажа главного корпуса цитадели (Кремля. — “МК”) вполголоса выругался, — писал Грищенко. — …“Говорил им, стервецам, как вешать. Ни черта не слушают!” — произнес тот же голос”. В темноте (было около восьми вечера) полосы было трудно различить, но выяснилось, что флаг укреплен вверх ногами, что делало его символом совсем другого государства. Корреспондент вспомнил, как найденные в спешном порядке рабочие после первой смены флага оказались “уже выпимши”. “На требование своего непосредственного начальства “немедленно исправить ситуацию с флагом” они ответили со всей классовой пролетарской прямотой: “Тебя это колышет, ты сам и полезай на крышу под дождь...” — рассказывал Грищенко. Впрочем, в конце концов рабочие согласились, что в стране, где и так все встало с ног на голову, хотя бы флаг должен висеть как надо.
Нынешний президентский штандарт появился в гораздо более спокойной обстановке семь лет спустя. Три месяца в мастерской Евгения Гребенюка под Санкт-Петербургом порядка пяти человек создавали символ президента. По трехцветному полю вышили золотом герб России, окантовали золотой бахромой, закрепили на древке серебряную скобу, на которой сейчас выгравированы имена и даты правления всех президентов России, и увенчали металлическим “копьем”. Именно этот флаг выносят во время инаугурации нового президента, а затем на время его правления устанавливают в кабинете главы государства. Бережно чистят от пыли (штандарт стирать нельзя), берегут от выцветания на солнце... И над первым корпусом Кремля вывешивают лишь копии этого оригинала, разумеется, без скобы.
В 1998 году производство такого флага стоило около 170 тысяч рублей. Впрочем, деньги за заказ мастерская не взяла. Но и сегодня изготовление многочисленных копий госфлага и штандарта ничего не стоит соответствующему подразделению Управделами президента. Как рассказал “МК” советник управляющего делами Виктор Хреков, шьют “уличные” кремлевские флаги из синтетики на “отечественном предприятии”. Меняют их примерно раз в месяц, иногда чаще — в зависимости от погоды. Летом, как пояснил Хреков, флаги изнашиваются меньше, вот и меняют реже. Причем в год штандартов “расходуется” больше — по большим праздникам вроде 9 Мая или 12 июня полагается менять символ президентской власти на “свежий”. Герб на этом праздничном варианте вышит, в отличие от “ежедневного” с золотым оттиском. В год “уходит” не меньше полутора десятков обычных госфлагов — потрепанные улицей полотнища не чистят, а просто меняют на новые, рассказал советник Управделами.
Даже если будущий президент еще не успел ничем отличиться перед страной, во время инаугурации его, можно сказать, награждают авансом. Знак президента России сделали в виде равноконечного креста и цепи в 1994 году по образцу ордена “За заслуги перед Отечеством”. Однако благодаря этой международной традиции — делать президентские аксессуары в виде главной госнаграды — первый знак едва не отправили в музей. В 1998 году главным государственным орденом считался не “За заслуги...”, а Андрея Первозванного, так что едва не решили сделать новый знак — уже под эту награду.
Правда, помимо награды знак сразу предписывает президенту, чем он должен руководствоваться в президентском кресле: на оборотной стороне написан девиз — “Польза, честь и слава”. На той же стороне в звеньях помещены накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотом тех, кто пользу, честь и славу уже успел принести, — имена экс-президентов с датами правления. То есть Ельцина и Путина.
Как и остальные символы президентства, этот знак был изготовлен по поручению Ельцина. И то, что в цепи знака семнадцать звеньев, связано не с какой-то особой символикой, а с тем, что рассчитана она была на могучую грудь первого Президента России — ее длину даже выверяли по манекену, копировавшему его фигуру. Кстати, на своей первой инаугурации, в мае 2000 года, Путин предпочел просто подержать знак в руках — ощутил, вероятно, габариты цепи, когда Ельцин возложил ее на плечи своего преемника своими руками 31 декабря 1999 года. Впрочем, и Медведев, вступая в должность, тоже не стал надевать знак.
За прошедший с инаугурации год Медведев к трем атрибутам президента добавил в некотором смысле четвертый. Сейчас всякий мало-мальски следящий за политической жизнью в стране человек знает, что президент у нас технически подкован, при любом случае демонстрирует знание интернет-реалий, включая даже специфический сленг пользователей. Согласно пожеланию самого Медведева, первым делом в президентском кабинете в Кремле установили несколько компьютеров с интернетом (особенно удивительно при этом смотрятся на президентском столе в кабинетах классические пластиковые телефоны со спецсвязью, с кнопками или вообще гладкие, с запаянным диском, оставшиеся, по-моему, еще с советских времен). Новейшие компьютеры, включая ноутбуки, есть и в его подмосковной резиденции “Горки”, и даже в самолете. Как удалось выяснить “МК”, в поездках президент тоже активно пользуется ноутбуком, выходя в Сеть, когда хочет.
Глава государства явно убежден, что будущее — за Всемирной Паутиной. Видимо, с этой убежденностью связаны и новые формы общения президента с гражданами: сначала он завел свой видеоблог при кремлевском сайте, а потом и свое коммьюнити в “Живом Журнале”. С точки зрения пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой, и тот и другой опыт оказался удачным — например, на видеоблоге зарегистрировались уже около 20 тысяч пользователей, в ЖЖ — еще около восьми тысяч. Правда, значительное число пользователей ЖЖ оставляют комментарии с жалобами. Создатели сообщества подчеркивают, что не пытались подменить новым ресурсом специальное управление Администрации Президента по работе с обращениями граждан, но на самые серьезные ситуации глава государства реагирует. Например, после того, как глава государства отправил в отставку главу ГУВД Москвы Владимира Пронина, часть пользователей ресурса засомневалась в правомочности таких действий. Тут же по указанию президента в сообществе появился пост от пресс-службы с выдержкой из Закона “О милиции”, подтверждающий президентское право.
“МК” выяснил, что Медведев с утра всегда просматривает новости в интернете. Причем стартовой страницей на всех компьютерах стоит его официальный сайт “Кремлин.ру”, а уж затем он заходит на наиболее популярные новостные сайты, иногда просматривая и оппозиционные. Самостоятельное изучение информационного поля президент предпочитает дайджестам, которые для него готовят сотрудники.
Естественно, технически подкованный президент старательно приучает к новейшим технологиям и чиновников. Так, существует Совет по развитию информационного общества при президенте, а сам он за последнее время несколько раз проводил заседания по развитию электронного правительства. Во всех президентских кабинетах стоят навороченные плазменные экраны с веб-камерами, которые он активно использует для видеосвязи, например с губернаторами. Гигантская плазменная панель во всю стену имеется и в его общественной приемной в Москве. Побывав там недавно, он продемонстрировал еще одну техническую возможность: прямо по ходу видеообщения с гражданами ставил электронную подпись на документах на интерактивном планшете “Симподиум” (аналоги этой чудо-машины стоят в интернет-магазинах, кстати, 120—195 тысяч рублей). Как рассказала “МК” Тимакова, в Администрации Президента дорабатывается подобная система — она позволит Медведеву оформлять поручения в электронном виде, без использования бумаги.
Но вот что удивительно: при всех технических чудесах, которые окружают главу государства, мобильником ему пользоваться нельзя — это связано с вопросами обеспечения безопасности первого лица. Так что недавняя история с эсэмэской биатлонистам шведской сборной якобы от Медведева не соответствует действительности — глава государства эсэмэс никому не отправляет. Зато, согласно особому указу, его обеспечивают президентской связью “в приоритетном порядке во всех местах его постоянного и временного пребывания, в том числе во время поездок по стране и за рубеж”. Впрочем, чуть более года назад Медведев был замечен с “Айфоном” в руках на деловом форуме в Краснодаре (тогда он еще был кандидатом). Но ближайшее окружение утверждает, что “Айфона” давно у президента не видело.