На пресс–конференции в Государственном музее Пушкина рабочая группа обсудила вопросы финансирования, технического обеспечения подъема корабля, консервации груза и создания реставрационной базы для его спасения.
Судно «Фрау Мария», затонувшее 237 лет назад на Балтике, было обнаружено в территориальных водах Финляндии недалеко от острова Юрмо в 1999 году.
Сотрудники Морского музея Финляндии, организовавшие экспедицию, убедились: судно легло строго вертикально – на киль. Остов парусника находится на сравнительно небольшой глубине – 41 метр – и заглублен в донных отложениях лишь на полтора метра.
Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.
Российские и голландские ученые, изучив архивные документы, установили, что корабль в свое время принял на борт художественные произведения, купленные на аукционе в 1771 году для Екатерины II.
Есть все основания предполагать, что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта. А также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами.
Уникальный груз «Фрау Марии» музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 млн евро. Надо заметить, что это один из самых дорогих затонувших кораблей, который когда-либо обнаруживали в мире.
В том, что драгоценные картины могут быть в хорошем состоянии, специалисты не сомневаются.
– Из документов известно, что полотна тщательно готовили к морскому путешествию: сначала заворачивали в лосиную кожу, затем упаковывали в свинцовые тубусы, следом заливали свободное пространство воском и герметично запаивали, – говорит президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей», кандидат технических наук Артем Тарасов.
Ныне вокруг затонувшего корабля установлена 1,5-метровая "запретная зона", заплывать в пределы которой дайверам строго запрещено.
– Предполагается, что 150-тонную шхуну будут поднимать с помощью двух понтонов, которые будут иметь специальную конструкцию траверсов, – объясняет генеральный директор «Балтспецфлота» Шпигель. Железные тросы заменят специально сшитые мягкие полотенца, которые будут пропущены под корпус судна.
Поднятое судно постараются завести в док.
– Это пока концепция, – подчеркнул Шпигель. – Для разработки проекта необходимо тщательно обследовать судно и его шпангоуты, а также исследовать дно.
– Исход экспедиции пока предсказать довольно трудно, – подчеркнул Артем Тарасов. – Возможно, специалистам удастся поднять со дна моря весь корабль или только груз, или какую-то часть груза.
Приблизительная стоимость проекта – 50 млн евро.
– Нынешнее состояние экономики нас не пугает, – заметил российский меценат, кандидат географических наук Михаил Слипенчук, давший свое согласие на финансирование проекта.
К 2010 году специалисты надеются разгадать тайну “Фрау Марии”.
В рабочую группу по подъему судна войдут российские, финские, шведские и голландские специалисты.
– Мы готовы взять на себя все реставрационные работы, – заявил заместитель директора Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук Георгий Вилинбахов. – У нас есть для этого прекрасные специалисты и современные технологии.
Вопрос, кому будут принадлежать поднятые со дна морского произведения искусства, купленные на деньги русской императрицы, остается открытым.
– Права собственности мы не обсуждаем, – заявил Артем Тарасов. – Все ценности, что удастся поднять и сохранить, будут принадлежать европейскому сообществу. Обговаривается вариант открытия совместного плавучего музея сокровищ "Фрау Марии". Он может курсировать между европейскими столицами.