Когда в 1998 году генерал Мушарраф в результате военного переворота захватил власть в Пакистане, Беназир Бхутто была просто вынуждена бежать из страны. Ей пришлось провести в изгнании восемь лет. 18 октября этого года во время массового шествия по случаю ее возвращения на родину произошел теракт. При взрыве ее кортежа погибли около 140 человек и были ранены более 500. Сама Беназир не пострадала. После теракта г-жа Бхутто заявила, что, несмотря на случившееся, намерена остаться в стране, принять участие в парламентских выборах и добиваться поста премьер-министра страны. На прошлой неделе Народная партия Пакистана, которой руководит г-жа Бхутто, намеревалась начать бессрочную акцию протеста против введения режима чрезвычайного положения, который, по словам Мушаррафа, был введен «для предотвращения угрозы со стороны экстремистов-исламистов в приграничных с Афганистаном районах и увеличением количества террористических актов». По приказу властей более тысячи полицейских оцепили дом лидера партии с целью сорвать акцию. Так г-жа Бхутто оказалась под домашним арестом. Однако под давлением Штатов генерал Мушарраф был вынужден освободить ее. В интервью газете Washington Post он заявил, что по своей природе он «боец» и не собирается «покорно уступать» Бхутто. Назначены всеобщие выборы. Ожесточенная конфронтация между двумя лидерами этой центральноазиатской страны продолжается.
Несмотря на невероятную занятость, первая в новейшей истории женщина — глава государства с преимущественно мусульманским населением и одна из самых скандально известных на сегодняшнем политическом небосклоне планеты политиков нашла время, чтобы дать корреспонденту MK.Ru эксклюзивное интервью.
MK.Ru: Госпожа Бхутто, накануне Вы призвали президента Пакистана генерала Мушаррафа уйти в отставку. В чем, на Ваш взгляд, заключается главная ошибка проводимой им политики?
Основная ошибка Мушаррафа в том, что он несерьезно относится к проблеме экстремизма. Экстремизм в Пакистане набирает обороты, а политических лидеров сажают под домашний арест. Под замком оказался даже Верховный судья. Похоже, Мушарраф считает совсем иные вопросы приоритетными, что губительно для Пакистана.
MK.Ru: Не вызывает ли у Вас беспокойства тот факт, что Пакистан все больше и больше скатывается к исламизму?
Я четко различаю ислам и экстремизм, который прикрывает именем религии свои фанатические цели. Фанатизм порождает диктатура. Пакистан – спокойная, просвещенная, современная, демократическая страна. Она может стать сегодня примером для всего мусульманского мира, которому приходится выбирать между прошлым и будущим. Но Пакистан при диктатуре – страна, в которой невыносимо жить.
MK.Ru: Накануне Вы заявили об угрозе попадания ядерного оружия в руки террористов. Насколько велика вероятность того, что оно может оказаться в их руках?
Террористы, обладающие ядерным оружием, – самый страшный кошмар, который можно себе вообразить. Я понимаю, что международное сообщество помогло Пакистану с оперативной системой управления. Остается только молиться, чтобы Пакистан не взорвался изнутри. Пока они у власти, Пакистан никогда не будет безопасным местом.
MK.Ru: Если в результате всеобщих парламентских выборов, которые генерал Мушарраф обещал провести не позднее 9 января, Вы сможете снова прийти к власте, что Вы намерены сделать, дабы положить кризису в стране конец?
Если к власти придет Народная партия Пакистана, мы будем проводить более мягкую политику и мобилизуем все силы народа на борьбу с терроризмом. Нашей целью станет установление мира в стране. И тогда правительство сможет сконцентрироваться на реформах образования и духовных школ, решении вопросов с безработицей.
MK.Ru выражает особую признательность сенатору д-ру Джавейду Лагхари (Javaid R. Laghari), за организацию интервью.
Справка MK.Ru. Напомним, что чрезвычайное положение в Пакистане было введено 3 ноября. В Исламабад вошли армейские подразделения, были закрыты все негосударственные теле- и радиостанции, а также прервана телефонная связь. Но главной целью введения чрезвычайного положения, по мнению многих наблюдателей, стала приостановка работы Верховного суда и отстранение от должности его главы Ифтихара Чоудхри. На президентских выборах, состоявшихся 6 октября, победил действующий президент генерал Мушарраф. Верховный суд Пакистана постановил, что итоги выборов будут обнародованы только после рассмотрения жалобы двух кандидатов от оппозиции, по мнению которых действующий президент не имел права переизбираться, сохранив за собой пост командующего армией. В случае официального признания его победы Мушарраф пообещал уйти с поста главнокомандующего и стать исключительно гражданским президентом. Беназир рассчитывает на победу в парламентских выборах. По закону пост премьер-министра нельзя занимать более двух раз. Бхутто была премьером как раз дважды. Однако ряд аналитиков считают, что президент страны Первез Мушарраф, подписавший в октябре соглашение с бывшей изгнанницей, пойдет на отмену запрета. Кандидатуру Бхутто поддерживают также и США, именно официальный Вашингтон и выступил инициатором возвращения Бхутто на родину и в большую политику.