“Дорогие пассажиры, пожалуйста, побыстрее заходите в вагоны!” — нежный женский голосок можно услышать на станциях Сокольнической линии. Пассажиры недоумевают: неужели запись?! Ведь женщины не работают машинистами!
Сегодня, в день рождения Московского метрополитена, “МК” раскрывает секрет: уже много лет в столичной подземке среди 2000 машинистов трудится единственная женщина — Наталья Владимировна Корниенко. Именно ее утонченный голос слышат пассажиры, и именно она без страха каждый день возит их по темным тоннелям. Накануне праздника мы отправились в электродепо “Северное”, чтобы раскрыть профессиональные (и не только) секреты “леди метро”
Правильно говорят: коль женщина себе что-то вбила в голову, то переубеждать ее бесполезно. Когда 17-летняя выпускница школы Наталья решительно заявила родителям, что желает стать машинистом, те просто опешили. Девочка — и добровольно лезет под землю! Но даже материнские слезы, уговоры и прочие попытки пустить карьеру дочери по другому пути (а мама сама трудилась в службе движения Московского метрополитена) не помогли: дочка без колебаний ушла в подземку.
Почти недосягаемую высоту (точнее, глубину) барышня штурмовала постепенно. Сначала пришлось корпеть над цифрами в бухгалтерии, потом — учиться, учиться и еще раз учиться. Боевое крещение удалось пройти только через восемь лет: до этого за контроллер, Наталью не пускали. Страх, волнение и захватывающее дух чувство невероятной свободы — свои ощущения от первого раза юная машинистка запомнит на всю жизнь.
Раньше женщины-машинисты не были редкостью, существовали даже специальные женские бригады. Но в 80-е годы правительство издало приказ, согласно которому женщине за рулем состава — не место. Постепенно дамочки ушли — кто на пенсию, кто на другую работу, а вот Наталья до сих пор преданно носится туда-сюда по Сокольнической линии. А станция “Сокольники” и вовсе для нее — дом родной, ведь именно отсюда она уже 30 лет заступает на пост.
— Какой же русский не любит быстрой езды — это про меня, — утверждает Наталья Владимировна. — Недавно даже на права сдала, чтобы и на земле ездить.
Работать машинистом — не только держаться за руль да педали нажимать. Иногда и под вагон залезать приходится: проверить, правильно ли техника работает, все ли гаечки на месте. Раньше с этим было полегче, потому что ездили по двое. Но уже шесть лет в кабине находится только один машинист. К тому же нужно еще и за пассажирами следить, которых, по словам Натальи, очень испортил транспортный вопрос. Кто разборки в вагоне затеет, кто под колеса кинется. Наталье пришлось пережить и это: практически перед “носом” поезда на рельсы нечаянно упал человек.
— Если вы, не дай бог, свалились на пути, — советует очаровательный эксперт, — то сразу же ложитесь в лоток между рельсами. Тогда поезд вас не заденет.
Кстати, Наталья не только железного коня, если надо, на скаку остановит, но и в горящую избу… то есть в ледяную прорубь войдет! Зимой она с удовольствием “моржует” на Царицынских прудах.
— Я по своему опыту могу сказать, что работа машинистом никак не сказывается на женском здоровье, — убеждена Наталья. — Ну какие тут нагрузки? Едешь себе спокойно, никто не отвлекает. Да на наших улицах гораздо больше опасностей и напряга!
Сейчас у Натальи Владимировны уже есть ученики. Она подготовила более 20 специалистов. Так и проходит жизнь среди мужчин — у Натальи Владимировны три сына, младшему из которых 17. Правда, пока по стопам мамы пошел только один — он работает в эскалаторной службе. Второму трудиться в подземке не позволило зрение. А младший и вовсе заявил, что в метро и без него мужчин хватает.
Наталья — единственный символ женственности среди машинистов московских депо. Хотя, как утверждают начальники, без женского общества иногда бывает ох как сложно, ведь кто, как не прекрасная половина человечества, вносит в коллектив атмосферу тепла и уюта. Быть может, оценив успехи Натальи Корниенко, правительство и пересмотрит свое отношение к женщинам-машинистам?
Комментарий замначальника депо “Северное” Сергея Курцева:
— Не приукрашивая, могу сказать, что Наталья Владимировна — наша самая ценная сотрудница. Она, без сомнения, обладает всеми качествами идеального машиниста: ответственность, самообладание, высокий профессионализм, а главное, к работе относится с душой.
Мало того, я уверен, что во многом женщины гораздо более ответственны, чем мужчины, а в нашей работе это очень важно. Хотел бы я, чтобы на работу машинистом снова разрешили принимать женщин? Если они все будут брать пример с Натальи Владимировны, то безусловно!
СПРАВКА "МК"
Сегодня Московскому метрополитену исполняется 72 года. В этот день пассажиров будут поздравлять по громкой связи на эскалаторах и вестибюлях, а на Сокольнической линии в течение двух недель станции вновь будут объявлять любимые звезды: Вера Алентова, Константин Райкин, Лев Дуров, Людмила Гурченко, Владимир Меньшов. Также только сегодня можно будет приобрести сувенирные бесконтактные смарт-карты с символикой метрополитена, выпущенные в количестве 4000 экз.
Леди подземелья
В праздник машинистов метро в подземке поздравят только одну женщину