Бывают фильмы обычные. Мы их смотрим, говорим о них. Иногда — что понравилось, иногда — поругиваем, а чаще — вообще ничего не говорим.
Бывают фильмы любимые. Мы их пересматриваем по пять—десять раз, подсовываем кассетку дорогим нам людям, чтоб и они заразились нашей любовью и пропитались нашими вкусами.
А бывают фильмы-легенды. Про них мы знаем все. И ничего не знаем...
Скажи любому пароль — “Зеленый фургон”. Каждый вспомнит молодого обаятельного Харатьяна, удивительного Брондукова, трогательного Демьяненко, смелого Соловьева и подлого Адомайтиса. И каждый, наверное, сразу заразится жарким духом 20-х годов прошлого столетия, когда вся Россия делилась на “красных” и “белых”.
Знаменитой картине на днях стукнуло 20 лет.
Режиссер “Зеленого фургона” Александр Павловский получил заказ на эту ленту случайно. Но если подумать, то всем важным вещам, которые с нами случались, мы обязаны именно случайности. Вот и Павловский теперь считает, что это был подарок судьбы.
В 1980 году на кинообъединении “Экран” готовился к запуску фильма “Зеленый фургон” Владимир Высоцкий. Был написан сценарий, и даже распределены некоторые роли.
Сам Владимир Семенович хотел сыграть Червня, на роль которого Павловский впоследствии пригласил Регимантаса Адомайтиса. А на роль, которую в дальнейшем сыграл Харатьян, Высоцкий хотел пригласить Андрея Гусева.
Но случилось горе — Высоцкий умер. И проект остановился. Через два года руководство “Экрана” перепоручило съемки Павловскому. Но согласился он не сразу. Во-первых, вся Москва знала, что это фильм Высоцкого, и сравнения было не избежать. Как не избежать сравнения с одноименным фильмом 1959 года. Молодого режиссера взялась уговаривать Елена Демченко, будущая жена Сергея Маковецкого и по совместительству — редактор картины (она также редактор “Трех мушкетеров”, “Место встречи изменить нельзя” и многих других). Но Павловский колебался.
Все решил опять-таки случай. Точнее, сон. Павловскому, как он сейчас вспоминает, “покадрово” приснился финал картины — когда Володя Патрикеев играет с Красавчиком в футбол. Проснувшись и решив, что в этом повинно провидение, Павловский согласился на съемки.
На роль Володи Патрикеева Диму Харатьяна Павловскому посоветовал Владимир Меньшов, у которого тот дебютировал в “Розыгрыше”. Именно в “Зеленом фургоне” Харатьян впервые запел. “Двадцатый год” и “Ты где, июль?” — песни Максима Дунаевского, которые первоначально должен был исполнить Александр Градский. Но к тому времени знаменитый бард не исполнял чужих песен и наотрез отказался участвовать в проекте.
Между съемками группа веселилась — Одесса, лето... Короче, сами понимаете. Между делом случались и дружеские вечеринки. На одной из них Харатьян взял в руки гитару и запел. Пел он необыкновенно популярные песни Булата Окуджавы. Его исполнение так тронуло Павловского, что они этой же ночью собрались и поехали в Полтаву, где находилась студия Максима Дунаевского. Павловский лично уговорил Дунаевского, что петь в фильме должен именно Харатьян.
Во время съемок Харатьян сдружился с Александром Соловьевым, исполнявшим роль Красавчика. Тогда они дали друг другу торжественный обет — не употреблять спиртных напитков за все время работы над картиной. Как могли, следили друг за другом. Употребляли только соки, продававшиеся в то время в трехлитровых банках. А выпить, конечно же, хотелось. Но — зарок, нельзя. Зато соком можно было упиться. Особенно в этом преуспел Соловьев, который от чрезмерного употребления томатного даже покраснел и стал похож на очищенный помидор.
Еще в перерывах между работой ребята развлекались тем, что дулись в настольный хоккей. Соловьев все время выигрывал, а когда проигрывал — сильно обижался, так что Харатьян решил ему на всякий случай поддаваться, чтобы не испортить еще не окрепшую дружбу.
После хоккея молодые актеры шли к морю, где Соловьев нырял и доставал прилипших к пирсу мидий, из которых актеры потом сообща готовили вкусный плов.
Судьба у героев “Зеленого фургона” сложилась по-разному. Дмитрий Харатьян продолжил развивать образ Володи Патрикеева в фильме Леонида Гайдая “Частный детектив, или Операция “Кооперация”, а романтический дух 20-х перенес в фильм Светланы Дружининой “Гардемарины, вперед!”.
Александр Соловьев погиб несколько лет назад при невыясненных обстоятельствах.
Ушел из жизни Александр Демьяненко, тонко сыгравший в “Зеленом фургоне” Александра Прокофьевича. Этот образ целиком придумал сценарист Игорь Шестов, который недавно погиб в автокатастрофе, не успев дожить до юбилея своего самого любимого фильма буквально две недели.
Борислав Брондуков, сыгравший Грищенко, уже много лет живет в Киеве. Перенес три инсульта, удаление гематомы мозга, приступы эпилепсии...
Регимантас Адомайтис живет в Литве, где, по собственному признанию, еле сводит концы с концами. Последние десять лет актер практически нигде не снимался...
Булат Окуджава о фильме “Зеленый фургон” (1983г.):
— Должен вам сказать как на духу, что, когда мне принесли кассету с фильмом “Зеленый фургон”, я очень скептически к нему отнесся, потому что я фильмам о гражданской войне не доверяю. Но я был больной, мы всей семьей болели и решили поставить этот фильм, чтобы посмеяться. Я понимаю, что в наших условиях очень сложно снимать фильмы такого типа, и приходится за что-то расплачиваться, и приходится в угоду общественно-официальному мнению что-то портить... Но в принципе фильм получился замечательный. Я не могу сейчас говорить конкретно, актеры мне все очень нравятся, особенно Брондуков — в нем много обаяния, он такой тонкий актер (не знаю, может быть, в работе он и сволочь). Все сделано очень легко, по-человечески, гуманно, без злобы, и я очень признателен вам за это. Настоящее всегда пробьет себе дорогу и помянется неоднократно.