Ломая голову, чем бы порадовать мужа в грядущий Новый год, решила: а чем черт не шутит, соригинальничаю — куплю милому ночную рубашку. Спать, может, в ней и не станет, но примерит непременно — вот и посмеемся. Такие они, мужики, трогательные, беззащитные и одновременно сексуальные в этих ночнушках! Почему-то вспомнился Эраст Гарин в неглиже из фильма “Золушка”: король скакал по дворцу в ночной сорочке до пят. Но исполнить задуманное оказалось не так-то просто.
Еще во времена Леонида Ильича Брежнева по недосмотру компетентных органов или “злому” умыслу работников Минторга СССР завезли в столичные магазины из братской ГДР... мужские ночные сорочки с кружевами и дедероновые чулки, тоже для сильного пола. Рассказывают, что народ приходил глазеть на витрины как в цирк. С тех пор ни московские прилавки, ни жители такой экзотики больше в глаза не видели...
Обзвонив и обежав добрый десяток салонов под громким названием “Элитное мужское белье”, пришлось сделать весьма неутешительный вывод: при всем желании купить в Москве ночную мужскую сорочку решительно негде. В магазине “для крупных людей” девушка-продавец, посмотрев на меня с недоумением, задумалась минут на пять, затем сбегала к начальству и отрапортовала: “Пижамы есть, мужские ночнушки спрашивала один раз женщина в подарок своему папе. Нам пришлось заказывать в Германии”. За пять лет существования магазина я оказалась вторая, кого заинтересовал сей предмет мужского гардероба... Пижамы же висят какие угодно: роскошные шелковые, уютные фланелевые и демократичные трикотажные. “Закупать для продажи ночные рубашки считаем нецелесообразным: культуры у нашего народа такой нет”, — заявил на прощание магазинный менеджер.
Верить на слово — не в моих привычках, и я обратилась ко Всемирной Паутине. Спрос на мужские ночнушки есть! Только вот наши мужики, отчаявшись их купить (это в Интернете и обсуждают), нашли им неплохую замену. Что значит русская смекалка: покупают футболки большого размера или длинные дамские трикотажные сорочки скромных расцветок — и спят себе на здоровье. Спросите, как они дошли до такой жизни? Во всем виноваты жены и подруги. Наиболее распространенная ситуация: супруги выпили лишнего и по пьяни решили обменяться на одну ночку одеждой. Он в ночнушке, она в трусах — смешно и сексуально. Вот так мужики “подсаживаются” на ночные рубашки...
Посмотреть и пощупать “мужские ночные сорочки” стоимостью в 84 рубля мне удалось лишь в специализированном медицинском магазине. Нечто бесформенное, напоминающее мешок с завязками, гордо висело на вешалке. “В реанимации заказывают, для неходячих, парализованных мужиков домой покупают. А чего, никакой возни: штаны сними-надень, а тут задрал и “утку” подставил. Очень удобно, не сомневайтесь!” — видя мою заинтересованность товаром, рекламировали продавцы.
В дорогом бельевом салоне, недоуменно пожав плечами, поинтересовались: чем отличается мужская ночнушка от женской? “А правда, чем?” — озадачилась я и кинулась с расспросами к художнику по костюмам Константину Зимнину.
Оказывается, так сложилось исторически, что мужская сорочка шьется из однотонных тонких, но плотных хлопчатобумажных тканей наподобие сатина или батиста, длина в идеале должна достигать середины икры или щиколотки, обязательно горловина на застежке из 3—4 пуговиц, причем сама застежка — на правую, “мужскую” сторону, а от кокетки, единственного украшения мужского исподнего, идет застроченная складка. Именно такая сорочка была в списке вещей, конфискованных при расстреле царской семьи. Ночные рубашки шили на заказ или изготавливали малыми партиями.
В XIX веке в прессе мужское рекламировать не считали зазорным: “Бумажное белье “Мей и Эдлих” — совершенно необходимое для военных, путешествующих и холостяков, превосходно сохраняется даже при усиленном потении!”. В столице кальсоны шли по цене 90 копеек, а ночные сорочки — по полтора рубля. Изнашивались ночные рубашки в основном в области попы, прорехи штопали, пока это было возможно. А затем, в небогатых домах, подол у ночнушки отрезался-укорачивался, и из нее получалась верхняя рубашка. Зная подобные хитрости, можно было запросто определить благосостояние кавалера...
В ХХ веке пролетариату, почивавшему в кальсонах, барские замашки с ночными рубашками и колпаками показались излишеством. Хотя в русских семьях дворянского происхождения мальчиков одевали для ночного сна в длинные сорочки вплоть до Великой Отечественной войны. В Европе ночные сорочки сдали свои прочные позиции в гардеробе сильного пола только в 50-е. До этого мужские ночнушки даже входили в обязательный перечень обмундирования немецких солдат во время Первой и Второй мировых войн.
А появились ночные рубашки лишь в эпоху позднего Средневековья — до этого времени спали нагишом или просто не раздеваясь. Длинные нижние рубашки называлась Betthemd, и первое упоминание о мужской “юбке для сна” относится к 1492 году. Пижама же стала известна в Европе в XIX веке — благодаря путешественникам, завезшим ее из тропиков. Но долгое время пижама считалась одеждой... сводников и сутенеров.
В настоящее время почивают в ночных рубашках лишь эстеты, ценители полноценного отдыха, а также... правоверные иудеи, которым религия не дозволяет спать с оголенными ногами и непокрытой головой.
“Если женщины носят брюки и спят в пижамах, то почему мы не можем носить юбки и спать в ночных рубашках?!” — заявил разгневанный Жан-Поль Готье на очередной журналистский вопрос о своей “юбочной” коллекции. Известный своей эпатажностью и любовью к розыгрышам модельер на этот раз был настроен решительно: “Нужно вернуть мужикам то, что принадлежало им испокон веков, то, что отобрал у них слабый пол. Настоящий джентльмен не спит нагишом, как дешевый ловелас, или, как какой-то работяга, в “боксерах” (трусы-шорты. — Авт.) — он почивает в сшитой на заказ ночной сорочке”, — пропагандировал свой образ жизни знаменитый законодатель мод. Публика посмеялась, решив, что юбки и ночнушки — прерогатива лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и коллекция так и останется нераскупленной. Но в первую неделю было распродано более ста мужских юбок и заказано около сорока ночных сорочек. Модельер утверждает, что среди его клиентов имеются английские лорды и главы королевских династий, но фамилии он по понятным причинам не разглашает. Статистика свидетельствует: в Европе основными покупателями столь, казалось бы, нестандартной одежды являются мужчины творческих профессий: актеры, певцы, художники. И, как ни странно, молодые и весьма преуспевающие, отнюдь не феминизированные 30—40-летние топ-менеджеры всемирно известных компаний.
Американцы решили не отставать от жителей Старого Света, и в городе Боулдер-Сити открылась фирма “Vintage Skivvies”, специализирующаяся на пошиве нижнего мужского белья по лекалам начала ХХ века, а также продаже интимных туалетов. У них можно купить раритетную мужскую ночную сорочку, возраст которой насчитывает не один десяток лет. А мускулистые любители и ценители белья в стиле ретро ежегодно заказывают около двух тысяч “ночнушек”.
Созданием коллекций мужского белья не брезгуют заниматься такие звезды моды, как Dolce&Gabbana, Ralph Lauren, Armani, Versace. Но пижамы и мужские ночные сорочки — так называемое long night wear (длинное белье) — не радуют новыми фасонами и оригинальными расцветками своих поклонников вот уже сто лет! Видимо, сказывается природный мужской консерватизм: все оттенки синего, коричневого и бордового, предпочтение отдается классическому мелкому бельевому рисунку и традиционным полоске и клетке.
Наиболее любопытной новинкой, и несомненно актуальной (зима на дворе!), в мужском исподнем следует считать появление в продаже мужских шерстяных колгот. Принципиальным отличием от дамских моделей является наличие застежки Y-Front, а попросту гульфика. Подбираются к цвету костюма так же, как и носки.
В чем и как спят современные люди, решили узнать социологи, опросив по 500 человек в Америке и Европе. Дамы чаще надевают для сна рубашку (37%), футболку (32%), пижаму (13%), спят голыми (8%), и только 2% — в сексуально привлекательной одежде. Сильный пол щепетильнее относится к себе отдыхающему. Почивают в пижамах (39%), нижнем белье (26%), в футболках (12%) и голыми (11%). Шесть процентов всех опрошенных признались, что любят спать в старом, заношенном до дыр белье, не находя в себе сил расстаться с любимой вещью. 64% отправляют в стирку ночную одежду еженедельно и лишь 9% — каждый день. Больше всех денег из семейного бюджета на покупку ночного белья тратят англичане (37 евро), французы (33 евро); американцы заняли третье место (27 евро).