Смерть на краю света
Самолет с 14 пассажирами погубил густой туман
Из досье “МК”.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: “Ан-28” создан в ОКБ О.К.Антонова в Киеве. Первый полет — 1975 год, начало серийного производства — 1984 год, взлетная масса — 6,5 тонн, дальность полета (при увеличенном запасе топлива) — 1170 км, крейсерская скорость — 337 км/ч, число пассажиров — 17 человек, экипаж — 1 человек.
На самом деле этот “Ан” должен был улететь неделю назад. Этот самолет — один из шести аналогичного класса, состоящих на службе в авиакомпании “Восток”, и задействован именно на местных линиях. В Аян, который многие называют поселком на краю света (северный, “медвежий” угол Хабаровского края), рейсы летают 2—3 раза в неделю, но четкого расписания нет. Каждый полет обходится дорого, и самолет вылетает в зависимости от наличия пассажиров. И — от погоды. “Ан-28” Бондаря должен был улететь неделю (!) назад. У некоторых пассажиров потом находили билеты, датированные 21 августа. Но — сплошные туманы над Охотским морем парализовали местную линию Хабаровск—Аян. В четверг, правда, наконец-то появился просвет. В эту-то дырку и вклинился “Антонов”. Дальше медлить было нельзя: на носу 1 сентября, у многих в поселке куча дел. И в 14.50 “Ан-28” отправился в последний путь. Кстати, сразу же вслед за ним в Аян отправился еще один самолет, на который сели 1-й заместитель губернатора Хабаровского края Сергей Зражевский и глава администрации Аяно-Майского района Виктор Митрофанов. Сейчас они благодарят провидение за то, что остались живы.
Обычно полет до Аяна длится три часа. Но самолет был вынужден сделать дозаправку в поселке имени Полины Осипенко. Кстати, именно там позднее приземлился самолет с вице-губернатором: Аян отказался их принимать из-за непогоды. А “Ан-28” все же ринулся на штурм стихии. И проиграл.
Аэропорт в Аяне — более чем примитивный. Гравийное покрытие, нет наземных служб слежения и радаров, все вопросы решаются на уровне переговоров “диспетчер — командир экипажа”. Да и сам “Ан-28” не оборудован приборами, обеспечивающими заход на посадку в сложных метеоусловиях. В данном случае все уповали на профессионализм летчиков: Бондарь — летчик 2-го класса, его напарник Воеводин — пилот 3-го класса. Оба вместе налетали не одну тысячу километров, и маршрут был им хорошо знаком. Кстати, на обратном пути в Хабаровск именно Воеводин должен был “рулить” самолетом. Конечно, в этот раз условия полета были экстремальными. Экипаж был вынужден заходить на посадку 4 раза. Каждый раз этот маневр осуществляется со стороны моря, ибо поселок окружен горами. Именно во время последнего витка машина отклонилась от курса влево и на полном ходу врезалась в скалу. В 18.58 Бондарь доложил, что видит полосу, а через три минуты случилось непоправимое.
Сразу нашлись свидетели, посчитавшие, что самолет упал в бухту Килькино, примерно в четырех километрах от Аяна. Картину крушения в тумане разглядели люди с рыболовецкого промыслового сейнера “Теплоозерск”. Именно поэтому лайнер нашли не сразу — на самом деле обломки рухнули на землю, под скалу. Лишь вчера утром спасатели нашли сначала шасси, потом фрагменты фюзеляжа и изуродованные тела. “Зрелище не для слабонервных”, — мрачно цедят они.
Список погибших: командир экипажа — Алексей Воеводин, 1965 г.р., второй пилот — Алексей Бондарь, 1974 г.р., пассажиры из Аяна: Галина Баранова, 1958 г.р.; Сергей Лопатин, 1979 г.р.; Михаил Киберев, 1953 г.р.; Оксана Малова, 1980 г.р.; Александр Лопатин, 1956 г.р.; Александра Насина, 1972 г.р.; Елена Шахматова, 1968 г.р.; Александр Шахматов, 1991 г.р.; Захар Татаринов, 1994 г.р.; Николай Харин, 1949 г.р.; Клавдия Харина, 1949 г.р.; Татьяна Яковлева, 1974 г.р., а также пассажир из Хабаровска Андрей Бельтюков, 1976 г.р. и Саито Тадаеши.
Жители Аяна в глубоком шоке. Поселок совсем маленький, живет только за счет крабового промысла, каждый может рассказать о соседе всю подноготную. И внезапная смерть 12 земляков потрясла аборигенов.
— Леночке долго не давали отпуск, — рассказывает мать Елены Шахматовой, разом потерявшая дочь и внука. — Ведь в поселковом клубе она была лучшим инструктором культобразования. Но в начале августа ее заявление наконец подписали. 7 августа вместе с сыном она улетела в Хабаровск. Потом они еще поехали в Комсомольск-на-Амуре. Хотели остаться подольше, но Саше пора было готовиться к школе... Оттуда она и звонила мне в последний раз. Сказала, что встречать не надо...
Николай и Клавдия Харины также возвращались из отпуска, который провели вместе в Хабаровске. По словам соседей, это была очень дружная семейная пара. Они познакомились в далеком поселке Мирных, где Клавдия работала техником, а Николай попал туда в составе геологоразведочной экспедиции. Оба в последнее время поменяли род занятий и ушли в перспективную отрасль связи и телекоммуникации. У них осталось двое взрослых детей — дочка и сын.
Михаил Киберев два месяца был в Хабаровске на заработках. У себя же в поселке он официально числился машинистом котельных установок и работал в местной котельной. Кстати, в Хабаровске он был не один. Вместе с ним там оказались и его невестка с внуком. Им не удалось взять билет на один рейс, и потому невестку с ребенком Михаил отправил раньше другим самолетом. А сам сел на этот злополучный “Ан-28”.
То обстоятельство, что на борту самолета находился японский гражданин, придало катастрофе “международный” характер. Саито Тадаеши работал в Аяне инженером фирмы “Тайрику”, торговавшей крабовыми деликатесами. Андрей Бельтюков был его переводчиком и, по неофициальной информации, сыном председателя комитета образования района. В последний полет иностранец и его партнер также отправились вместе...
ИЗ ДОСЬЕ “МК”: КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
16 июня 1995 г. — в Хабаровском крае потерпел катастрофу самолет “Ан-2.” Погибло 12 человек.
6 декабря 1995 г. — в 200 км от Хабаровска врезался в сопку “Ту-154” авиакомпании “Хабаровские авиалинии”. Погибло 97 человек.
2 декабря 2001 г. — в районе г. Охотск Хабаровского края разбился грузовой самолет “Ил-76” ФПС России. Погибло 18 человек.
Что могло привести к трагедии? “Этот случай похож сразу на несколько авиакатастроф, — комментирует эксперт по расследованиям авиапроисшествий Валентин НИКОЛАЕВ . — Во-первых, напрашиваются аналогии со смертью Александра Лебедя. Снова ужасные метеоусловия, но самолет отправляют в путь — фактически на верную гибель. Ведь когда “Ан” вылетал из поселка Полины Осипенко, было ясно, что он будет садиться в густой туман. Налицо промашка диспетчера: он должен был развернуть борт. Ну и, наконец, потеря ориентации в горной местности при такой погоде — увы, обычное явление. Вспомните хотя бы катастрофу нашего военного самолета под Батуми”.
Возможно, что-то поможет прояснить “черный ящик” САРП-12, фиксирующий основные показатели полета (переговоры пилотов на таком самолете не пишутся). В любом случае “погодная” версия пока остается основной. Уже известно, что самолет, выпущенный 20 лет назад, был исправен и осматривался перед полетом. Значит, летчики просто заблудились в тумане и выбрали неправильный курс. А наземные службы сначала послали их на верную смерть, а в последний момент ничем не смогли помочь.
Все расходы и организацию похорон авиакомпания обещает взять на себя вместе с администрацией Хабаровского края. Также представители компании заявили, что окажут материальную помощь всем семьям погибших. Администрация Хабаровского края выделит каждой по 35 тысяч рублей. А 3 сентября в регионе объявлен траур.