Кровавый Эдик

Маньяк-убийца может выйти на свободу

  По старому Уголовному кодексу Эдику Шемякову грозил расстрел. По новому — пожизненное заключение. В обоих случаях общество избавилось бы от него навсегда: жить среди людей Шемякову нельзя. Это особенно хорошо понимают родные и близкие тех девушек, чьи могилы до сих пор обложены свежими цветами, хотя после похорон прошли годы.
     Их хоронили в белых платьях, потому что они были чисты, доверчивы и беззащитны. Эдик Шемяков любил каждую из них. Но только в одно мгновение — в момент смерти...
     Эдику повезло. Его признали невменяемым и отправили лечиться в спецбольницу. Это значит, что у него есть реальный шанс через несколько лет выйти на свободу и снова жить среди людей. Нелюдем...
    
  
   25 августа 1996 года в одну из больниц Санкт-Петербурга была доставлена 19-летняя девушка, тело которой было сплошь залито кровью. Она умирала — медики насчитали 12 глубоких колотых ран. К счастью, жизненно важные органы оказались не задеты: как будто ангел-хранитель отводил руку убийцы. Это ее и спасло.
     — В тот день я возвращалась домой поздно вечером, — рассказывала оперативникам студентка Ира. — Недалеко от железнодорожной станции Белоостров ко мне подошел какой-то парень и спросил, где здесь улица Солнечная. Я ничего не успела ответить, потому что он вдруг набросился на меня. Я стала звать на помощь. Потом вдруг почувствовала острую боль...
     Нападавший воткнул в спину Иры шило. А потом — еще и еще... Девушка кричала, пока хватало сил. И — о чудо! — ее призыв о помощи услышал мужчина, гулявший неподалеку с собакой. Прохожий не испугался, не кинулся прочь от “нехорошего места”, а поспешил на помощь.
     Преступнику пришлось спешно ретироваться. Все случилось так молниеносно, что Ирина не очень-то хорошо запомнила его приметы: высокий, смуглый и... очень сильный. Лет 20—25. По такому описанию составить сколько-нибудь пригодный для работы фоторобот нападавшего было невозможно. Преступление записали в “глухари”.
     Тогда сыщики не могли и предположить, что именно этот “глухарь” начнет отсчет страшным преступлениям, от которых два ближайших года будет содрогаться весь город...
* * *
     Когда Эдику было 15 лет, он впервые увидел по телевизору фильм “А зори здесь тихие...”. Он вообще-то не любил фильмы про войну, а тут почему-то не мог оторваться. Особенно запали в душу сцены, как по очереди умирают девушки-солдаты, попавшие в окружение. Ни одна из них не погибла “по-простому”: раз — и все. У каждой была красивая смерть. Долгая, мучительная и... сексуальная.
     Это Эдик хорошо запомнил. Даже не запомнил, а всосал экранную агонию в себя, ощутив дрожь смерти каждой клеточкой своего тела. Никогда прежде он не испытывал таких эмоциональных потрясений.
     Эдик Шемяков всегда был замкнутым мальчиком. Он сносно учился в школе, не доставляя особых хлопот родителям. Был в дружеских отношениях с братом и сестрой — для подросткового возраста большая редкость. Когда пришла пора, отправился служить в армию. Солдатский долг отдавал в погранвойсках, в Североморске, откуда слал домой неутешительные письма — просил родителей забрать его.
     В родной Санкт-Петербург Шемяков вернулся в начале июля 1996-го — изрядно потрепанный, больной, с язвами на ногах. Сначала отмалчивался, а потом все же рассказал матери, что сослуживцы постоянно издевались над ним. Били, отбирали еду, запирали в каком-то холодильнике... И все из-за того, что он был не такой, как все, — себе на уме.
     Тем не менее от армейского беспредела Эдик отошел на удивление быстро. Устроился на работу во вневедомственную охрану, поступил на юрфак. Дома все свободное время проводил в обнимку с компьютером. С близкими общался неохотно, с девушками не встречался. По крайней мере, никто из родных не замечал у Эдички характерного “любовного” блеска в глазах. А вот одну странность, появившуюся у него после службы в армии, заметили все. Эдика стали мучить страшные головные боли. Иной раз он начинал плакать ни с того ни с сего. Становился злобным и агрессивным. Никого к себе не подпускал. Ничего не объяснял.
     Как позже признается Шемяков, именно в то — после дембеля — лето ему стали являться Глаза, которые приказывали совершать страшные злодеяния. Зачем? Этого он объяснить не мог. И не выполнять приказа тоже не мог.
* * *
     4 сентября 1996 г. Примерно в 21.00 в поселке Репино (Ленингр. обл.) Шемяков подкараулил в безлюдном месте 19-летнюю девушку, 15 раз ударил ее ножом в грудь и живот, изнасиловал умирающую, затем закидал ее тело ветками — как в одной сцене военного фильма — и скрылся.
    
 
    4 ноября 1996 г. Около 20.30 в поселке Лахта (Приморский р-н СПб) Шемяков присмотрел себе очередную жертву, 18-летнюю Оксану. Опять в ход пошел нож — убийца ударил девушку в грудь, пробив ей легкое. К счастью, Оксана осталась жива: Эдуард из каких-то собственных соображений передумал ее убивать. О том, что произошло тем вечером, известно со слов самой потерпевшей.
   
  Вечером, когда Оксана ждала автобус на остановке, к ней подошел неизвестный молодой человек. Он даже не пытался заговорить с девушкой — сразу схватил ее за шею и потащил подальше от дороги, разрезая ножом одежду. Оксана истекала кровью, когда насильник, насладившись жертвой, собирался ее прикончить. Он уже занес над ней нож, как вдруг его рука застыла в воздухе. Что-то повернулось в сознании... Он и сам не мог понять, что это. Как будто протрезвел. Эдик помог Оксане встать, а затем проводил до дома.
     После этого случая в Питере заговорили о появлении сексуального маньяка. Шемяков же потом еще долго не решался взять в руки нож.
     — Несмотря на то что убийца затаился, мы ни на день не прекращали его поисков, — рассказывал мне следователь городской прокуратуры Санкт-Петербурга Владимир Лещенко. — Проверяли всех, кто когда-либо совершал аналогичные преступления. По всем отделам разослали фоторобот насильника. Сделали все что могли. Но, к сожалению, отыскать его тогда не удалось. Оставалось одно: ждать, когда он вновь проявит себя...
    
     8 июня 1997 г.
В дачном поселке Левашово (Выборгский р-н СПб), в лесу у аэродрома, Шемяков совершил очередное убийство. У 25-летней Лены не было купальника, поэтому она взяла подстилку и легла загорать топлесс на лесной опушке. Эдуард избил девушку, связал ей руки проволокой и изнасиловал. Затем он шесть раз вонзил в нее нож. Труп Лены, прикрытый сверху ее же подстилкой, нашли лишь спустя месяц.
    
  
   12 ноября 1997 г. Недалеко от ж/д платформы Лаврики (Всеволожский р-н Ленингр. обл.) был найден труп 15-летней Наташи. Опознать ее было очень трудно, поскольку даже видавших виды оперативников едва не стошнило от того, что они увидели на месте происшествия. Голова девочки была отрезана и установлена на небольшом бугре, метрах в пяти от тела. Маньяк гладко зачесал на ней волосы, накрасил губы и... аккуратно нацепил очки.
   
  — Это было как вызов, — рассказывал Владимир Лещенко. — Я работаю в прокуратуре уже 23 года, повидал всякое. Приходилось расследовать разные убийства, другие тяжкие преступления. Город-то у нас большой. Попадались и сексуальные маньяки. Но с таким кошмаром я и мои коллеги столкнулись впервые...
    
     19 января 1998 г.
Ранним утром в поселке Каменка (Приморский р-н СПб), в Шуваловском карьере, Шемяков убил 40-летнюю женщину. Схема та же: напал сзади, затащил в кусты, избил, изнасиловал, нанес 9 ножевых ранений и скрылся.
   
 
     18 апреля 1998 г. Около 17.00 недалеко от ж/д платформы Лемболово (Ленингр. обл.) Шемяков выследил 21-летнюю Нину. Угрожая ножом, Эдуард затащил девушку в Ореховский лесопарк, слегка придушил, связал ей руки и изнасиловал. Затем ножом распорол ей живот. А перед уходом убийца, глумясь над трупом девушки, отрезал голову. На память о Нине Шемяков прихватил ее паспорт и книгу “Женщина и апельсин”.
    
 
    24 апреля 1998 г. Шемяков отправился на старое место — платформу Лемболово — и напал на 17-летнюю Еву. Он расправился с девушкой в Ореховском лесопарке, действуя по отработанной схеме. Когда Ева умерла, Эдуард отрезал от трупа голову и бросил ее в ручей. “Так приказали Глаза”.
    
— Мы пользовались специальной методикой, разработанной специалистами, изучающими серийных убийц. Но его поведение было настолько непредсказуемым, что спрогнозировать дальнейшие действия даже на основании стольких убийств было невозможно. Мы продолжали поиски, отрабатывая все новые и новые версии.
    
     18 мая 1998 г.
В поселке Левашово (Выборгский р-н СПб) в парке у ручья Шемяков изнасиловал и убил 17-летнюю Инну. Девочка пошла к подруге за тетрадью и домой не вернулась. Отец, который всю ночь искал Инну, видел молодого человека в камуфляжной форме, в какой раньше ходили пограничники. Но не мог и предположить, что это — убийца его дочери.
    
    
30 мая 1998 г. На озере в поселке Песочный (Курортный р-н СПб) отдыхала веселая компания — родители с детьми. 11-летняя Инга отправилась прогуляться по берегу и пропала: Шемяков затащил девочку в лес, изнасиловал и зарезал.
  
   — После этого ужасного убийства мы задержали человека, который был очень сильно похож на нашего маньяка. И поведением, и физическими данными. Но потом оказалось, что он — не тот. ТОТ был просто неуловим. Причем его наглость и дерзость росли от преступления к преступлению...

     2 июня 1998 г.
Около 18.00 на дороге у поселка Лаврики (Ленингр. обл.) Шемяков напал на 18-летнюю студентку Марину. Он изнасиловал и задушил девушку, а потом с остервенением резал и бил труп ножом. Экспертиза насчитала на теле погибшей 53 колото-резаные раны. С собой Эдуард забрал Маринин проездной и... учебник английского языка.
    
     2 июля 1998 г. Шемяков был дома. Один — родичи уехали на дачу. Видимо, от скуки пригласил в гости подругу своей сестры, 17-летнюю Женю. Когда девушка вошла в квартиру, Эдик проломил гостье череп ручкой от гантели, сорвал с бьющейся в агонии жертвы одежду и изнасиловал. Труп убийца затащил в ванную и расчленил, отделив голову, руки и бедра. От одного бедра он отрезал три куска мяса, поджарил их и съел, приправив клюквой. Голову, туловище и бедро он закопал на пустыре недалеко от дома. А две руки и часть бедра положил в холодильник.
    
  
   2 августа с дачи вернулась мать Эдуарда. На лестнице от соседки она услышала, что без вести пропала дочь ее знакомых — Женя. А потом у себя дома она нашла Женину сумку, в ванной — ее одежду, изрезанную на лоскуты. Открыв холодильник, женщина увидела человеческие руки...
    
— Для матери Эдика это, конечно, был настоящий шок, когда она открыла холодильник и увидела внутри кисть женской руки с маникюром. Представляете, каково узнать для матери, что ее сын — убийца и людоед? Ведь ничего такого она про Эдика до тех пор не думала. Мальчик как мальчик... Но она молодец: не стала покрывать убийцу.
* * *
     Полтора года Шемяков провел в психиатрическом стационаре. Согласно заключению экспертизы, “...обвиняемый по своему психическому состоянию в настоящее время не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими вследствие наличия у него признаков реактивного психоза с шизофреноподобной симптоматикой (бредовые идеи и др.), и он нуждается в принудительном лечении в условиях психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением”.
     Городской суд Санкт-Петербурга освободил Шемякова от уголовной ответственности и назначил ему принудительное лечение в психбольнице.
     — По нему было видно, что он не от мира сего, — говорил мне следователь Лещенко. — Вроде нормальный парень. Никогда в ПНД не наблюдался. У него даже разрешение на ношение оружия было, а такой документ, как известно, психбольным не дают. Поэтому-то он и не попал в поле нашего зрения, когда мы искали маньяка.
  
   Заведение, где сейчас лечится Эдуард Шемяков, находится в городской черте Санкт-Петербурга. Две трети здешних обитателей — убийцы. Каждые полгода пациенты проходят специальную комиссию, которая отмечает динамику их состояния. Если результаты обследования положительные — другими словами, душевная болезнь пошла на спад, — то у выздоравливающего гражданина есть реальные шансы вскоре оказаться на свободе. В среднем больной проводит в такой психлечебнице 3—4 года. Конечно, есть и исключения.
     Родственники погибших девушек убеждены, что убийца симулировал душевную болезнь, чтобы избежать высшей меры наказания. Однако эксперты утверждают, что симуляция в данном случае полностью исключена. Шемякова обследовали принципиально долго и особенно тщательно.
     По словам душевнобольного, являвшиеся ему Глаза обещали, что после серии убийств он станет сверхчеловеком...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру