
Путин приземлился
Президент дал понять губернаторам, кто в Думе хозяин
Александровский зал, где проходило вчера заседание, украсили (по случаю весны, что ли?) двумя цветочными клумбами. Развеселившийся Юрий Лужков шутил с окружающими его губернаторами: “Лесопарковый ансамбль какой-то”.
Опоздавший президент постарался вернуть лидеров регионов в рабочее русло и внес к проекту закона рекомендации, которые правительство, вероятно, воспримет как руководство к действию. Путин заявил, что понимает озабоченность тех, кто выступает против покупки земель иностранцами, и что в этом вопросе “не стоит спешить” — сначала, мол, надо достичь национального консенсуса. Но и затягивать споры не надо: пока “ученые спорят” о земле, “ее хозяевами становятся сорняки”. По словам Путина, за последние десять лет из сельхозоборота “выпало” около 18 млн. га — целая Франция!
“Сельскохозяйственный” вице-премьер Гордеев предложил разобраться с иностранными гражданами, разрешив им пользование землей на основе аренды. А 35-процентную планку максимальной скупки земли в одном административном районе, по его мнению, надо снизить до 10—15%. Гордеев хотел уже было сойти с трибуны, но его остановил Минтимер Шаймиев: “Можно вопрос, Владимир Владимирович?” — почему-то спросил он у президента. И, обращаясь к Гордееву, хитро поинтересовался: “А если земля уже в собственности, а владение ею не соответствует нынешнему закону, ее что — отберут?” Гордеев разочаровал татарстанских собственников: “Все будет приведено в соответствие с законом”. Но Владимир Путин позволил себе не согласиться с ним: “У нас сегодня плохой звук, давайте закончим этот спор. Минтимер Шарипович, отбирать ничего не будут”.
Противники Закона об обороте сельхозземель начали возмущаться. Кубанский губернатор Ткачев горячился: “У нас на Кубани никогда не было частной собственности на землю... У нас этого закона (он потряс бумажкой), я вам откровенно скажу, — боятся. Вообще, частная собственность — это не панацея. Откуда, скажем, у агропромышленного предприятия 200—300 миллионов рублей, чтобы выкупить несколько тысяч гектаров собственного хозяйства? Дайте кредитов, защитите отечественного производителя, и мы накормим Россию. А мы, к сожалению, начали, но проиграли “куриную бойню”. А многие из вас даже не знают, что с 1 мая нас ждет очередной сюрприз: на каждую тонну российского зерна ЕЭС ввел пошлину в 23 евро...”
Гораздо дальше кубанского губернатора пошел камчатский лидер Машковцев. Он предложил вообще не принимать закон и оставить все как есть. Путин так удивился, что начал расспрашивать его: “А что делать с землей, которая уже в собственности, — отнять?..” Машковцев замялся: “Пусть остается, но продавать ее нельзя”. — “Какая же это собственность? Собственность — владение, пользование и распоряжение — это классика”, — напомнил ВВП основы римского права.
“Ну, садовые, огородные участки можно”, — начал было Машковцев. “Спасибо вам, садитесь”, — оборвал губернатора Путин. Для себя президент, по-видимому, уже все решил...