Наступил 2002 год. Год Лошади. Тем, кто обращает внимание на цифры, кажется, что он будет счастливым. Те, кто верит в гороскопы, думают, что, если будут пахать от звонка до звонка, нестись по жизни как угорелые и перескакивать через барьеры, — все будет о’кей. Так думают нормальные люди, начавшие новую жизнь с 1 января. Но на ТВ все не как у людей: новый телевизионный год здесь ведут с октября. Только это их проблемы. Нам же хочется погадать на телевизионной гуще — что было, что будет, чем там у них сердце успокоится. И помечтать по-человечески — именно с 1 января.
ОРТ
В уходящем году канал стал образцово-показательным. И первым по всем направлениям. Рейтинги, отношение властей, лучшие мозги и большие деньги — все там, на Первом. И как мало для этого оказалось нужно! Стоило Березовскому испариться с ОРТ, и на канал, словно манна небесная, свалился золотой дождь. Кто виноват? Предположим, что гендиректор Эрнст, потому как рыба гниет не только с головы... Умный и пластичный Константин Львович мастерски отплыл от Бориса Абрамовича и нынче нерестится где-то неподалеку от Кремля. Акула эфира под названием Доренко уже поймана на крючок, разделана и подана на блюде в собственном соку. На репутации ОРТ россказни сбитого киллера никак не сказались — чай, не в Америке живем. Еще один телехам по фамилии Леонтьев стал сдержанным, солидным, ему доверено вести новую аналитическую информпрограмму. Но бойтесь данайцев, дары приносящих. В свое время на третьей кнопке он взахлеб восхвалял Лужкова, а переметнувшись на Первый, с тем же пламенным взором стал его поносить. Политическим шефам ОРТ есть над чем задуматься. Пока же Первый кажется Вавилоном. Команды здесь, в понимании киселевских НТВшников, не было никогда. Ноев ковчег выстраивается просто: уволенная с НТВ с неофициальной формулировкой “неадекватность” Жанна Агалакова теперь прима информации. Ведет с Познером ставшие уже культовыми воскресные “Времена”, а по ночам в новостях допрашивает чиновников с таким пристрастием, что те колются на раз. Под звездного Диброва Эрнст по старой дружбе все-таки сделал ночной эфир, но, кажется, больше никого на ОРТ это не проняло. Диброва ожидает скорая отставка. Хотя на Первом бросаться такими бомбами не намерены и отправят Димочку на очередной подвиг — закрывать собой новое ток-шоу под названием “Народ против”. “Независимый следователь” Николай Николаев тоже кажется на ОРТ пятым колесом в телеге. Но условия контракта его удовлетворяют, по сравнению с НТВ он не потерял. Итак, все сыты, довольны, а тут еще в леонтьевской программе Невзоров с Третьяковым объявились. Вот такой винегрет из политаналитиков: с одной стороны, независимый Познер, с другой — цепные псы Леонтьев с Невзоровым, а в середине Виталий Тоевич Третьяков. Умно? Очень. Хотя трудно себе представить, что главный проект канала ведет человек, на всю страну заявивший, что никогда не встанет под новый старый гимн. Что-то не верится. Как говорил когда-то бессменный гимновед дедушка Михалков: встанет как миленький.
Сейчас ОРТ называют самым пропутинским ТВ. Конечно, кому противно, могут не смотреть. Но ясно как день, что сам по себе ВВП является весьма неплохим информационным поводом. За ним всегда интересно наблюдать. Впрочем, от Леонида Ильича тоже вся страна тащилась.
РТР
Когда-то отсюда бежали руководители и журналисты. Руководители — потому что чем-то не угождали “семье”. Журналисты — потому что госканал никак не обеспечивал их будущее. С некоторых пор, а именно — в связи с приходом на РТР Олега Добродеева, начался обратный процесс. Качество—товар—качество — такова формула любви власти и Российского телевидения. Добродеевские птенцы изо всех сил стараются быть объективными, а самому председателю ВГТРК виртуозное умение проплывать между Сциллой и Харибдой сейчас сильно помогает. Каждую пятницу они с Константином Эрнстом являются на ковер к главе путинской администрации Александру Волошину, и нельзя сказать, что после всегда выходят от него в радужном настроении. При этом тот факт, что “Вести” на “ТЭФИ-2001” получили главный приз, даже у недругов Добродеева никакого сомнения не вызвал. Главный вопрос для самого Добродеева: кто же он сам, прожженный политик или невольник чести? Все помнят его метания, когда ранним утром на Пасху Йордан пришел брать НТВ. Но на гипотетический вопрос: если из Кремля принесут кассеты с голым Скуратовым, вы покажете? — последовало твердое “никогда”. Очень хочется в это верить. Несмотря на то что Добродеев построил властную вертикаль на своем телевизионном уровне, и все местные начальники ВГТРК теперь уже признают приоритет Москвы, он, безусловно, не всесилен. И еще. Постоянный слив информации о скором объединении ОРТ и РТР, кажется, похож на правду. По крайней мере, первый опыт уже имеется — интерактивное общение Путина с народом. Все лучшие силы обеих команд были здесь задействованы. Впрочем, эта реформа выглядит не слишком рациональной, и, учитывая, что президент, который у нас отвечает за все, не любит резких движений, слияние двух лун может не состояться.
ТВЦ
Постоянные байки о том, что канал зачищен под мэра Лужкова, байками и остаются. На самом деле вся власть здесь принадлежит Олегу Попцову, недаром его должность называется “президент”. Все сошлось: Лужков уже не политик федерального масштаба (отдельное спасибо Сергею Леонидовичу Доренко!) и не претендует на свою особую роль (слияние “Единства” и “Отечества” тому пример). Следовательно, личных политических интересов столичный мэр почти не имеет. А значит, у Попцова развязаны руки. Олег Максимович выстраивает канал под себя. Сказал, что канал будет московским — и сделал. Сказал, что будет культурным — и вот вам г-да Козаков, Табаков, Баталов, Калягин и иже с ними. Все выглядит симпатично, ненавязчиво. Непошло. И все равно ТВЦ всерьез не воспринимают ни телекритики, ни центральная власть. В 2003 году закончится его федеральная лицензия на третьей кнопке. Дальше опять пойдут политические игры. Конечно, не будет уже того ажиотажа, как при борьбе за лицензию два года назад. Аппетиты не те. Однако не исключено, что представитель президента в Центральном федеральном округе Полтавченко захочет иметь свое средство информвещания. Лучше ТВЦ для этого вряд ли кто подойдет. Вот тогда страсти опять и накалятся. И вновь изо всех щелей полезут претенденты: ВИД, Рен-ТВ и т.д. Пока же на ТВЦ могут гордиться достаточно независимой политической программой “Постскриптум” Алексея Пушкова, скандальным, но талантливым Андреем Карауловым, ночными интервью и песнопениями с Амалией Гольданской и эксклюзивным спортом. Проблема ТВЦ — сожительство с нелюбимой “Московией” (ныне “3 канал”). Тем более что “Московией” владеет новый кремлевский фаворит-олигарх Сергей Пугачев. Пока на этом фронте без перемен: холодная война. Или худой мир.
НТВ
Проблемы, проблемы и еще раз проблемы! Главного борца за свободное от Гусинского НТВ Альфреда Коха уж нет, а у гендиректора Йордана взгляд в последнее время заметно потускнел. НТВ сейчас в большом кризисе: и в финансовом, и в творческом. Новый менеджмент изо всех сил борется за каждую копейку, экономит, все подсчитывает — а толку немного. Качество программ явно не дотягивает до уровня прежнего НТВ. Самое интересное, что по большому счету смотреть здесь можно именно информацию. Савик Шустер делает свое политическое ток-шоу “Свобода слова” лучше, чем Светлана Сорокина на ТВ-6, а импозантный стилист Леонид Парфенов потихонечку стал обходить “Итоги” и “Зеркало”. Новости под чутким руководством Татьяны Митковой не упали в цене и по-прежнему держат марку. С кинопоказом тоже все не так плохо. Зато над всем остальным будто Мамай прошелся. Основная слабость НТВ — назначение на должность генпродюсера неопытного Александра Олейникова. Нынешний владелец четвертой кнопки “Газпром” обещает, что НТВ будет продано. Кому? Об этом должны объявить совсем скоро, до 15 января наступившего года. Одним из покупателей объявила себя так называемая группа Йордана—Коха с примкнувшими к ней не слишком известными западными компаниями. Есть еще немецкий телевизионный магнат Лео Кирх и уже знакомый магнат российский — Сергей Пугачев.
“КУЛЬТУРА”
У этого канала наиболее радужные перспективы. “Культура” стала живей, агрессивней, современней. С нового года на канале появилась реклама. Но это палка о двух концах. Вопрос в том, кто будет владеть рекламными поступлениями — канал или компания “Видеоинтернешнл”. Все нововведения здесь связывают с недавно назначенным руководителем “культурного” холдинга Александром Пономаревым. У него масса недоброжелателей, и это естественно: сокращения неизбежны. Гендиректор “Культуры” Татьяна Паухова пока играет в молчанку. Тихо работает, вроде бы в связке с Пономаревым, на самом же деле возглавляет оппозицию. Ходили слухи, что Пономарева опять хотят перебросить на хорошо знакомое и родное ему ТВ-6. Но это вряд ли: там и других потенциальных хозяйчиков выше крыши. А лучшим на канале стало ток-шоу министра культуры Михаила Швыдкого “Культурная революция”.
ТВ-6
Последнее решение арбитражного суда Московского округа вселило в сторонников Евгения Киселева определенные надежды. Но радоваться рано. Ясно, что и акционер “шестерки” “ЛУКойл” во главе с Вагитом Алекперовым, и стоящие за ним политические силы так просто не успокоятся. Березовского ни за что не оставят владеть каналом. Поэтому либо он продаст свои акции Международному инвестиционному фонду “Аврора”, либо, как уже заявил, подарит их коллективу ТВ-6. Третьего не дано. Впрочем, Березовский — мастер развода на деньги. И кинуть своих соратников для него — пара пустяков. Возможно, “непримиримость” БАБа имеет свою цену, и он ждет предложения из Кремля, от которого не сможет и не захочет отказаться. Пока же новый менеджмент действительно произвел фурор, и такие программы, как “Без протокола” с Берманом и Жандаревым, “Завтрак с Соловьевым” и музыкальное шоу “Земля — воздух”, идут на ура. Не одними “застекольщиками” жив человек!