МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ — Батюшка, можете мне не верить, но вас хотят убить, — перед отцом Григорием стояла запыхавшаяся пожилая прихожанка. — Мой постоялец Рома Гаврилов мне сам сказал сегодня, что должен якобы принести вас в жертву. Ему вроде видение какое-то было. И вообще он очень странно себя ведет... Иеромонах устало опустил глаза и задумался. Это тот бездомный парень, которого он приютил, которого кормил, которому сострадал, с которым много раз беседовал, наставляя его на путь истинный... Нет, Роман не может сделать ничего худого... — Рома запутался, многого не понимает, — ответил, помедлив, священник. — Не надо относиться серьезно к его словам. Не волнуйтесь, идите домой, все будет хорошо... ...Через три дня изуродованный труп иеромонаха Григория нашли в церкви. Его голова, отчлененная от тела, была водружена на престол в алтаре. На тот самый престол, где отец Григорий читал молитвы... На тот самый престол, где вкраплены мощи святых мучеников... ...Без малого 10 лет как нет с нами отца Александра Меня... 7 лет минуло с тех пор, как произошла кровавая резня в монастыре Оптина Пустынь, где на Пасху были убиты сразу три священнослужителя... Ровно два месяца прошло с момента страшной расправы над иеромонахом Григорием, настоятелем Свято-Троицкого храма в далеком эвенкийском поселке Тура... И это только, что называется, самые "громкие" преступления в отношении служителей Бога. Не слишком ли много для одного десятилетия? Расследование изуверского убийства отца Григория в Эвенкии, совершенного 21 марта 2000 года и потрясшего буквально всю страну, можно считать завершенным. В деле почти не осталось белых пятен. Картина преступления восстановлена, и сейчас решается вопрос лишь о вменяемости или невменяемости преступника, 27-летнего Руслана Любецкого. Это его настоящее имя. Во всяком случае, так считают следователи. В поселке же Тура, где Руслан появился два года назад, его знали как Романа Гаврилова. Именно так он представился настоятелю местной церкви отцу Григорию, когда явился в храм, голодный и убогий, бездомный и неверующий. Вернее, у него была вера. Какая-то своя, особенная. Понятная только ему одному... n n n Как выяснилось в ходе следствия, Руслан с детства интересовался вопросами "души и тела". Со слов его отца стало известно, что довольно рано в руки по сути еще ребенка попала книга об индуистских божествах, и он увлекся этой религией. Оттуда же парень узнал о йогической практике и медитациях, с помощью которых человек может обрести "мистические способности". Руслан весьма рьяно начал упражняться в неведомой ему доселе области, даже не подозревая, что такое слепое усердие идет ему отнюдь не на пользу. Многочисленные "выходы из физического тела" и "впадания в состояние транса" привели к тому, что молодой человек, и так избегавший общества, оказался вообще один. И когда в 1993 году ему пришла пора служить в армии, юноша был почти уверен, что сбежит из части. Так оно и случилось. Прослужив несколько месяцев в Новосибирской области, в войсках связи, Руслан дезертировал и почти пять лет прожил в тайге(!), где ему никто не мешал поклоняться богу Шиве. Изредка он наведывался домой, выслушивал нравоучения отца, который уговаривал его сдаться милиции, и вновь отправлялся в лес. Он не пытался сойтись с единоверцами, никогда не состоял ни в каких официальных обществах, не спрашивал ни у кого совета, не задавался вопросами, зачем ему все это нужно. Ему было хорошо наедине с "Бхагавадгитой" — книжкой, полученной, по его словам, "от одного человека в лесу". В ноябре 1998 года Руслан Любецкий под именем Романа Гаврилова появился в поселке Тура. Первым местом, куда направился пришелец, был православный храм. Там-то Руслан и познакомился с отцом Григорием, своей будущей жертвой... n n n 50-летнего настоятеля Свято-Троицкого храма иеромонаха Григория (в миру Геннадий Михайлович Яковлев) все любили и почитали. Особенным уважением священник пользовался за то, что, будучи двоюродным племянником одного из аксакалов ЦК КПСС — Михаила Суслова, он никогда не злоупотреблял этим родством. Всего добивался сам. Вместе с родителями он жил в Иркутской области, как многие, мечтал о коммунистическом будущем, три года прослужил в Военно-Морском флоте, закончил исторический факультет Одесского госуниверситета и в 1978 году, в 29 лет... покрестился. После этого вся жизнь его пошла совсем по-другому. Геннадий стал алтарником в Петро-Павловском храме Кемеровской епархии, затем нес такое же послушание в Покровском соборе Тобольска. Был псаломщиком в Успенском соборе Енисейска, рукоположен во диакона в Иркутске, а в 1987 году отец Григорий стал настоятелем сельского Свято-Никольского храма в Иркутской области. В марте 1995 года его постригли в монахи, а с ноября 1997 года иеромонах Григорий стал настоятелем молитвенного дома в поселке Тура в Эвенкии. Это место оказалось последним... n n n Руслан Любецкий до сих пор не может внятно объяснить, почему он поднял руку на священника, бывшего ему, можно сказать, самым близким другом. Между тем убийца подробно рассказал следователям, что произошло в ту роковую ночь, 21 марта, во вторую седмицу Великого Поста. На следственном эксперименте он детально восстановил все свои действия. Даже у бывалых сыщиков от столь ужасных подробностей едва ли не шевелились волосы на голове. Руслан же был спокоен. Он нисколько не раскаивался в случившемся. И доведись повернуть время вспять, он, как казалось, не раздумывая, сделал бы то же самое... ...21 марта около трех часов ночи Руслан постучался в церковь. До этого, по словам убийцы, он услышал "голоса свыше". Ему якобы приказали, чтобы он вошел с головой священника в святая святых православного храма — в алтарь — и бросил голову на престол. Парень был готов выполнить этот совершенно дикий приказ, поскольку в последнее время и сам стал склоняться к мысли, что отец Григорий "ведет человека вниз", призывая людей к покаянию, "постоянно напоминая об их грехах". Накануне же убийства Руслан, как он говорит, стал "впадать в состояние транса", в котором ему и было "раскрыто" то, как и чем он должен убить священника... ...Иеромонах, услышав знакомый голос, без опаски отворил дверь и впустил Руслана в притвор храма, при котором жил. И почти сразу же его пронзил удар в сердце, затем в бок и в шею. На девственно белой рубашке, в которой был отец Григорий, мгновенно разлилось алое пятно. Руслан вонзал острую заточку в сердце и шею священника вновь и вновь, пока тот не упал. Затем он достал из кармана складной перочинный нож. Когда убийца отрезал голову иеромонаху, тот был еще жив... Он видел своего палача, и, по признанию самого преступника, из глаз его текли слезы... Руслан быстро отчленил голову от тела, с песнопениями обнес ее вокруг аналоя так, чтобы капающая кровь образовала на полу круг, и возложил голову на алтарь. А потом... отправился в баню. Там он сжег грязную одежду, помылся и пошел спать. n n n — Мы задержали этого Гаврилова-Любецкого буквально через несколько часов после того, как обнаружили тело, — рассказывает в интервью "МК" прокурор Эвенкийского автономного округа Владимир Ботулу. — Он не отрицал свою вину, спокойно рассказывал, как убивал, но вот относительно мотивов ничего не понятно. У него в голове какая-то каша. Совершенно неясно, какую религию он исповедует. Сначала он называл себя "Роман Харевич Кришниц". Он и своей хозяйке, у которой жил, говорил, что должен принести жертву своему богу Кришне. К нам потом целая комиссия приезжала из Москвы, из Центра общества сознания Кришны в России. Разбирались, действительно ли он кришнаит... Любецкий заявил на допросе, что является членом "законспирированной организации воинов Кришны", которая, по его словам, дислоцируется в тайге. Однако следователи склоняются к тому, что Любецкий — единственный член этой мистической "общины". К такому же выводу пришла и комиссия кришнаитов. Убийца, якобы ведомый богом Кришной, настолько извратил все понятия этой религии, настолько запутался сам, что установить, чем же действительно руководствовался Любецкий, убивая священника, и что толкнуло его на этот шаг, просто невозможно. —...Любецкий наверняка не в себе, — продолжает Владимир Ботулу. — Хотя речь у него вполне нормальная и реагирует на все адекватно. Но он так и не раскаялся в содеянном, вот что выдает его ненормальность. Хотя после разговора с кришнаитами вроде бы какие-то проблески в этом направлении наметились... Для дальнейшего расследования дело Любецкого на днях было передано в военную прокуратуру Красноярского гарнизона, поскольку он является дезертиром. Наверное, впервые военным следователям придется разбираться с таким "выдающимся" преступником. Хотя эксперты наверняка признают его невменяемым. Так что от уголовной ответственности Руслан Любецкий скорее всего будет освобожден... n n n Нечто подобное в новейшей истории России уже было. Когда в 1993 году в день Святой Пасхи, 18 апреля, на территории монастыря Оптина Пустынь в Калужской области были убиты три священнослужителя: иноки отец Ферапонт, отец Трофим и иеромонах отец Василий. Все трое были зарезаны ножом, на котором с одной стороны было выгравировано число "666", а с другой — слово "сатана"... ...Пасха 1993 года в Оптиной Пустыни началась, как обычно, с пасхальной полунощницы, за ней был крестный ход в Иоанно-Предтеченский скит, а затем началась пасхальная заутреня, переходящая в раннюю Литургию. Служба закончилась в шестом часу утра, и братия пошла разговляться в трапезную. После трапезы иноки Трофим и Ферапонт вернулись на монастырскую звонницу — возвещать людям радость о Христе Воскресшем. А буквально через десять минут пасхальный звон оборвался... Оба инока лежали неподвижно в луже крови на том же месте, где только что звонили в колокола. А чуть поодаль, на дорожке, ведущей к скитской башне, паломники увидели тело еще одного священнослужителя — иеромонаха Василия. Он тоже лежал в крови... Все, кто в тот далекий день оказался в Оптиной Пустыни и стал свидетелем этого ужасного преступления, испытали даже не шок, а просто какое-то опустошение. "Это дело рук слуг дьявола", — сказал тогда кто-то из священников. "Слугой дьявола" оказался 32-летний Николай Аверин, местный житель. Бывший воин-"афганец". В поселке все знали, что у Аверина не все в порядке с головой, что он способен на любой неординарный поступок, но чтобы совершить ТАКОЕ! Следователи долго пытались разобраться: что или кто подтолкнул Аверина совершить такую страшную расправу? Выяснилось, что мысли о душе стали посещать Николая после того, как он вернулся из Афганистана. Аверин начал часто посещать церковь. Но при этом он весьма странно относился к священникам. Он как бы не верил им и всегда искал "свою истину", противоположную тем истинам, о коих вещали святые отцы. Физически находясь в храме, он душой был вне Церкви. В результате молодой человек остался один, стараясь самостоятельно искать ответы на мучающие его вопросы. Согласитесь, что путь поиска истины Николая Аверина как две капли похож на путь Руслана Любецкого. И в том, и в другом случае — одиночество. И в том, и в другом случае — самостоятельное освоение духовной практики. Оба в результате стали слышать "голоса", которые "руководили" ими и привели в итоге к страшному концу... Николая Аверина признали шизофреником задолго до того, как он взял в руки нож с гравировкой "666". За два года до расправы в Оптиной Пустыни, в апреле 1991 года (кстати, тоже в канун Пасхи), бывший "афганец" совершил попытку изнасилования. При этом он жестоко избил свою жертву. В таких случаях обязательно назначают психиатрическую экспертизу. Вот тогда-то и выяснилось, что у Аверина не все в порядке с головой. Его направили на принудительное лечение в психиатрическую больницу, откуда он вышел инвалидом III группы в феврале 1992 года. За год до резни в Оптиной Пустыни... Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что Аверина освободили от уголовной ответственности. Он снова в психушке. Говорят, что обратился к Богу. И даже написал письмо оптинской братии, где просит прощения. И у живых, и у убиенных... Невыясненным в этом деле осталось только происхождение ножа с сатанинской гравировкой. По словам Аверина, орудие было изготовлено в колхозной мастерской, а гравировку нанесли умельцы в Калуге. Однако как ни старались следователи отыскать этих "мастеров", найти таинственных гравировщиков не удалось. Ходят слухи, что до сих пор в Оптиной Пустыни, куда ежегодно на Пасху стремятся многочисленные паломники, совершаются убийства. Происходит это, правда, не в самом монастыре, а в окрестных лесах. Характер убийств, как утверждают очевидцы, косвенно указывает на существование некоей сатанинской организации, не афиширующей факта своего существования... n n n Однако не всегда преступления, совершенные в отношении священнослужителей, объясняются невменяемостью преступников. В июле прошлого года, например, в деревне Ильинская Слобода Можайского района Подмосковья был до смерти забит 84-летний настоятель церкви Ильи Пророка Борис Пономарев. И сделали это отнюдь не религиозные фанатики, а обычные грабители. 16 июля, около 9 часов утра, в домик священника, стоящий за церковным забором в нескольких метрах от храма, ворвались двое мужчин и стали требовать у батюшки, чтобы он указал, какие из церковных икон можно подороже продать. Настоятель хранил молчание. И даже когда преступники повалили его на пол и принялись избивать ногами, священнослужитель не проронил ни слова. Поняв, что добиться чего-либо от Пономарева не удастся, преступники... проломили ему голову металлической статуэткой и задушили. Затем грабители схватили несколько образов, висевших на стенках домика настоятеля, но унести их не успели. Преступников увидели жена и сестра священника, и убийцы, опасаясь быть узнанными, предпочли ретироваться. Впрочем, образа, которые хранил дома Пономарев, особой ценности не представляли: самые дорогие иконы украшали церковь Ильи Пророка, куда бандиты так и не добрались. Убийцами оказались двое местных алкоголиков, один из которых раньше не раз сидел за кражи и грабежи. Какое-то время они подрабатывали на церковном кладбище: рыли могилы, помогали на похоронах. Там мужчины познакомились с батюшкой и прикинули, что в его доме есть чем поживиться. На допросе грабители уверяли следователей, что не хотели убивать святого отца, ибо знали, как его чтут и любят в приходе. Но своим молчанием настоятель якобы так разозлил их, что они потеряли контроль над собой и решились на убийство. Вряд ли это оправдание сможет служить смягчающим обстоятельством на суде, который уже вскоре состоится. n n n Кто-то из великих сказал: "У государства, где убивают священнослужителей, нет будущего..." Убийства Александра Меня, оптинских монахов, отца Григория — это проблема не конкретных умопомраченных людей. Это проблема государства. Это материализация того духовного кошмара, в котором пребывает сейчас огромное количество людей в сегодняшней России. И еще одна интересная деталь. Когда в монастыре Оптина Пустынь, монастыре, составлявшем когда-то славу России, явный поклонник сатаны убивает на Святую Пасху трех монахов, вместо хотя бы ощущения национальной трагедии священнослужители увидели лишь безразличие тех, кто эту нацию составляет. Ни одного соболезнующего послания от первых или хотя бы вторых лиц государства в монастыре не получили(!). Впрочем, как и после убийства отца Григория...
Архив 2844
БОИНЯ САТАНЫ
Авторы:
Поделиться