Строительство здания Дворца культуры ЗиЛа началось в 1931 году и завершилось в 1937-м. Будучи ярким образцом конструктивизма, изначально оно задумывалось как место обучения строительству ДК, и только по завершении стало использоваться как обычный Дворец культуры. Последняя волна реконструкции захлестнула ЗиЛ в 1960–1970-х гг., и с тех пор никаких капитальных работ здесь не проводилось. С 2008 года здание принадлежит городу Москве, и столичный Департамент культуры старается активно развивать эту арт-площадку. Около двух лет назад была разработана целостная концепция ее развития. В том числе было принято решение обновить интерьеры здания, вернув им изначальный вид.
— Для нас эти слушания имеют большую важность, — заявила зам. руководителя Департамента культуры Москвы Елена Зеленцова, кстати, бывший директор ЗИЛа. — Для нас важно, прежде чем запускать реализацию проекта, провести общественные слушания. Мы в целом хотим ввести практику общественно-экспертных обсуждений подобных планов реставрации.
Представить общественности разработанный ООО НПРФ «Ярканон» проект вызвалась главный архитектор организации Екатерина Литова.
— Прежде всего надо помнить, что мы говорим о памятнике архитектуры, и в частности, памятнике раннего конструктивизма, — начала свое выступление Литова. — Как мы знаем, в 1960–1970-е годы здесь уже проводилась масштабная реставрация, поэтому мы много времени провели в архивах и библиотеках, чтобы найти документальные свидетельства первоначального интерьерного решения. Но все фото, которые были найдены, естественно, черно-белые. Нашей главной задачей поэтому была детальная проработка цветового решения.
Для того чтобы восстановить прежние цвета, проектировщики обратились за вдохновением к художественным картинам эпохи конструктивизма. В итоге авторы проекта предложили первый этаж ДК выкрасить преимущественно в интенсивный оранжевый, второй этаж — в интенсивный синий, ну а третий — в лимонный. Естественно, покрыть краской предполагается не сплошь все стены и потолки, но те фрагменты, которые однозначно были выкрашены в 1930-е. И если по каким-то участкам работ сохранились документальные свидетельства оформления, то по многим их нет. В таких случаях авторы предложили действовать по аналогии, опираясь на логику конструктивизма как стиля и доверяя собственному вкусу.
Отдельный блок выступления был посвящен обсуждению весьма щепетильной ситуации. С тех пор как в 1976-м была закончена очередная реставрация, прошло уже более сорока лет, и использованные в то время конструктивные решения уже сами стали памятниками своей эпохи. Проект «Ярканона» на данный момент предполагает тотальный возврат к изначальным решениям, без учета культурной ценности последующих наслоений.
«На каком этапе сейчас проект?» — первым делом уточнили собравшиеся. «Проект прошел все историко-культурные экспертизы, согласования в Мосгорнаследии и, в принципе, готов к реализации», — прозвучал ответ.
Собравшиеся эксперты, откровенно недоумевающие, зачем их позвали высказаться на счет утвержденного уже проекта, все же взяли слово.
— Сочетание цветов в предложенном проекте неблагородное, а конструктивизм предполагает именно благородство, — заявила ведущий научный сотрудник Института искусствознания Министерства культуры РФ Екатерина Шорбан. — То, что мы сейчас увидели, напоминает детскую игровую комнату, а не здание ДК. Набор цветов вульгарный. Это во-первых. Во-вторых, разбивка этажей по цветам нарушает основополагающую концепцию пространственного единства. Ну а в-третьих, нужно понимать, что в 1930-х годах используемые краски были совершенно другими. Другая основа, другие колера. Все другое. Вы же пытаетесь перекрасить стены на современный лад.
— Колористика действительно ужасная! — поддержал коллегу историк архитектуры Денис Ромодин. — Но не менее важно выработать единую концепцию работы с теми культурными наслоениями, которые мы встречаем в ДК. Это и фонтаны в зимнем саду, и уникальный паркет, световое решение в фойе. Все это было привнесено гораздо позже 1930-х гг. и, конечно же, имеет историческую ценность. Но решать, что ценно, а что нет, должно компетентное экспертное сообщество. Нельзя просто так взять и от всего этого отказаться.
Еще много нареканий озвучили в этот вечер собравшиеся знатоки искусства и архитектуры. Надо признать, подготовились они знатно. Сделали презентации, провели сравнительный анализ возможных конструктивных решений, нашли архивные фото. Сделали все, чтобы не допустить погибели очередного памятника.
— Скажу одно: если реконструкция будет проведена по этому плану, мы просто опозоримся на весь мир! — категорично заключила профессор МАРХИ Наталья Душкина. — Москва высоко ценится во всем мире как колыбель конструктивизма. И если мы позволим себе изуродовать один из выдающихся памятников этого направления архитектуры, то нас просто поднимут на смех зарубежные коллеги. Будет очень стыдно. За примерами, думаю, далеко ходить не надо. Хотя о чем мы говорим, если проект уже прошел согласования?
Елена Зеленцова, однако, поспешила развеять скепсис собравшихся и заявила, что проект еще далеко не окончательный и однозначно требует доработки. Завершая собрания, она четко дала понять, что прозвучавшие замечания будут учтены и реконструкция не начнется, пока все стороны не придут к согласию.
— Это же не догма, — подтвердила Екатерина Литова. — Мы продолжим поиск подходящих технических и цветовых решений, с учетом той информации, которую сегодня получили.
«Сама идея созвать экспертов заслуживает похвалы, это прорыв в культурной практике Москвы, — прокомментировала Наталья Душкина. — Но слишком уж поздно они это сделали. В таких вопросах чем раньше, тем лучше. У проектировщиков голова бы совсем по-другому работала, если бы сперва они выслушали мнение компетентных специалистов».
По словам Дениса Ромодина, окончательное утверждение проекта состоится не ранее лета 2014 года.