— Иван Валерьевич, расскажите, как прошел первый этап олимпиады и чем он отличался от олимпиад прошлых лет?
— В олимпиаде приняли участие тысячи ребят 7–8-х, 9–11-х классов всех столичных школ. В этом году впервые практически все московские школьники выполняли задания по информатике в онлайн-режиме, сидя за компьютером, а результаты отправлялись на специальный сервер, где проверялись автоматически. Кроме того, в олимпиаде в этом году смогли принять участие ребята, учащиеся на дому (по решению родителей или по состоянию здоровья).
Сами задания были довольно простыми: дети решали задачки или писали несложные программы.
Мы понимали, что для достижения качественного результата начинать подготовку к новой форме олимпиады надо заблаговременно, поэтому с сентября 2013 года активно консультировали детей и педагогов, ввели программу массового повышения квалификации учителей. Заранее была открыта тренировочная онлайн-система, чтобы на туре участники не тратили времени на ее освоение.
— В чем заключается проблема преподавания информатики в школах?
— Главная проблема — в нечетком содержании самого предмета. Получается разрыв между содержанием предмета и существующей потребностью в специалистах. И сейчас по итогам совместного совещания Департамента образования и Департамента информационных технологий в городе нами разрабатываются новые подходы, соответствующие потребностям города. Они начнут применяться уже в следующем учебном году. В это сложно поверить, но даже ЕГЭ по информатике до сих пор выполняют только на бумаге (и это в 2012 и 2013 годах, а не в 1984-м, когда компьютеров просто почти не было в школах). Только в 2015 году ЕГЭ планируется наконец проводить на компьютере.
— Помимо льгот при поступлении в вузы, внеконкурсного зачисления в чем еще заключается «сверхзадача» олимпиады по информатике?
— Прежде всего хочу сказать, что такое понимание «сверхзадачи» неточно. Ну какие льготы может давать школьный этап олимпиады шестикласснику при поступлении в вуз лет через пять? Задача олимпиады — заинтересовать, привлечь, дать стимул к изучению; для тех, кто уже увлечен, — дать общение с единомышленниками. Кроме того для части детей важен и соревновательный аспект — так иной спортсмен пробежит дистанцию быстрее, когда он пытается кого-то обогнать, а не когда бежит один.
Раньше олимпиада в области информатики сводилась к заданиям на программирование. Но ведь помимо проверки этого навыка важно видеть степень заинтересованности ребенка предметом, дать каждому возможность раскрыть свой талант. Например, многие вузы сейчас ищут способных ребят, знания которых в информатике не сводятся только к программированию.
— О востребованности инновационных технологий говорить излишне. Скажите, а много ли ребят хотят связать свое будущее с информатикой еще со школы?
— Конечно, большинство сегодняшних школьников что-то делает за компьютером. Но не все это — занятие инновационными технологиями, тем более информатикой. Очень мало выпускников школ сдают выпускной экзамен по информатике, а между тем спрос на специалистов в этой и смежной областях огромен!
— Иван Валерьевич, можете ли вы уже предварительно оценить итоги и достижения олимпиады?
— Точное количество победителей станет известно уже на этой неделе. Но могу сказать, что по сравнению с прошлыми олимпиадами результаты очень хорошие. Главное достижение — массовая работа с общей системой проверки для 7–11-х классов.
— Что ожидает школьников, прошедших во второй тур?
— Второй окружной этап олимпиады по информатике состоится 1 декабря. Он пройдет на окружных площадках в режиме онлайн. Результаты проверки своих работ на окружном этапе (не только по информатике, но и по другим предметам) школьники и их родители смогут увидеть на портале государственных услуг Москвы. Дальше последуют региональный и заключительный, всероссийский этапы олимпиады по информатике.
— Много ли школьников становятся призерами олимпиады?
— До финала доходят обычно порядка 250–300 человек. Из столичных школьников — 50–60 человек. Москва сейчас лидирует за счет успеха нескольких школ. К сожалению, пока в столице очень немного школ, в которых хорошо учат информатике. Мы пытаемся увеличивать их количество, а также создавать широкую систему возможностей внешкольных занятий для заинтересованных ребят.