Проекты современных храмов, созданные архитекторами Даниилом Макаровым и Иваном Земляковым, — это минималистичные формы и отсутствие вычурного богатого убранства. Показная роскошь и блеск икон в золотых окладах отвлекают человека от главного: единения с собственным внутренним миром, считают проектировщики. В нынешних храмах, которые зачастую больше похожи на музеи, прихожанину очень трудно сосредоточиться. А в окружении простых форм, однотонных стен и небольшого количества архитектурных деталей посетитель храма попадает в «информационную пустоту». Именно такая церковь и сможет лечить души уставших от мирских забот прихожан. Однако никакого авангарда и экстрима в этих проектах нет, уверяет Даниил Макаров. Каждая концепция создавалась на основе существующих канонов православного зодчества. Архитекторы лишь осовременили внешний вид храмов, стараясь не рушить традиции и не вызвать шок у прихожан. Кроме того, современные материалы в проектах используются не только во внешней отделке церквей, но и во внутреннем убранстве. По мнению архитекторов, в XXI веке можно строить не только из глины, натурального камня и дерева, как это принято по церковным канонам, но и с применением стекла, бетона и металла.
К примеру, проект сельской часовни, разработанный Даниилом Макаровым, представляет собой небольшое здание-трансформер. Архитектор задумал спроектировать часовню, которая сможет вместить большое количество людей, но при этом прихожане не будут толпиться у входа, пытаясь протиснуться в узкие двери. Нижняя часть часовни состоит из деревянных панелей, которые в зависимости от ситуации можно раскрывать. В закрытом виде они образуют сплошную стену, защищая здание от нежданных визитов воров. Во время обычной церковной службы одиночные посетители смогут войти через раскрытые центральные панели. А когда во время крестного хода собирается большое количество людей, нижний ярус часовни полностью раскрывается и дает возможность всем прихожанам слушать литургию прямо на открытом воздухе. Кровлю здания можно по желанию сделать из алюминия, сланца или меди.
Также архитекторы разработали вариант нового деревянного приходского храма для центральных и северных регионов страны. В таком храме главную роль будут играть не иконы и другая церковная атрибутика, а игра света. Войдя в храм, посетитель попадает в западное, самое темное и небольшое помещение, а затем переходит в более просторные и светлые восточные. Своды храмового шатра в восточном крыле устремлены резко вверх, формируя вертикаль «земля — небо». То есть прихожанин в церкви как будто движется от тьмы к свету. Чем ближе к небу, тем больше солнечного света проникает в здание. В верхней части шатра архитектор предлагает сделать отверстие, чтобы в вечернее время пробивающийся из храма свет освещал крест.
Облик деревянных церквей, распространенных на селе, также может измениться. Традиционно такие храмы выглядели как деревенский сруб с колокольней, покрытый двускатной крышей, увенчанной небольшим куполом с крестом. Современные архитекторы решили привнести в простой силуэт нотки модерна. Стены уже существующих, но не действующих из-за ветхости храмов они предлагают обшить листами металла или сланцевыми пластинами. Такой материал не только хорошо смотрится, но и не препятствует свободному прохождению звука колоколов. А боковые стены будут выполнены из резного дерева.
Ну а крупные храмовые комплексы в Москве, по замыслу архитекторов, и вовсе будут напоминать средневековые замки, покрытые камнем, или огромные чаши. Например, внешний вид храма Петра и Павла напоминает крепость, которую не одолеют «врата ада». Каменная грубая фактура стен контрастирует с вознесенными над землей гладкими куполами. Здание отлично впишется в облик современной Москвы, уверен автор проекта архитектор Иван Земляков. Возводить такой храм лучше всего на угловой части двора или квартала. В результате храм будет играть роль своеобразной брони, какой раньше являлись башни крепостей. А форму белой чаши примет крупный церковно-молодежный комплекс. Все пространство комплекса будет распланировано. Крупные общественные помещения — актовый и спортивный залы, гостиница и помещения для творческих кружков, расположенные по углам участка, будут похожи на крепостные башни. Скаты крыш, покрытые зеленым газоном, архитекторы направят к центру комплекса. В результате получится замысловатая форма чаши со сложным динамичным рельефом. В центре «чаши» возвышаются два храма и колокольня, образующие треугольник, являющийся композиционным центром всего комплекса. В лучах солнца стены каждого строения будут переливаться и искрить белизной. Этого мастера смогут достичь с помощью применения современной технологии. Возводиться стены будут из бетона, который строители покроют специальным раствором. Затвердев, он образует глянцевую пленку, которая не только придаст зданиям блестящий вид, но и защитит стены от дождей и пыли.
После объявления результатов конкурса лучшие проекты современных храмов организаторы передадут в Московскую патриархию. Ну а православному духовенству и прихожанам предстоит решить, к каким архитектурным новациям общество готово уже сегодня.