А мы проедем на север

Реконструкция дорог и строительство новых станций метро в САО должно избавить округ от имиджа «самого загруженного»

Северный административный округ — самый проблемный в Москве с точки зрения транспорта. Средняя скорость автомобильного сообщения на территории округа составляет 15 км/ч — показатель, который даже по меркам столицы считается наихудшим. Дорожная сеть округа недостаточно развита, для того чтобы справляться с возросшей автомобилизацией населения. Ленинградский проспект наряду с другими главными магистралями округа — Дмитровским и Волоколамским шоссе — обеспечивает порядка 20% всех грузов, поступающих на территорию Москвы. Ленинградка считается самой загруженной столичной магистралью. Это является постоянной головной болью жителей близстоящих домов.

Реконструкция дорог и строительство новых станций метро в САО должно избавить округ от имиджа «самого загруженного»
Строительство долгожданной Ленинградки обещают завершить до конца 2013 года.

Недостаточно развита в САО и сеть метрополитена. Сейчас в шести из 16 районов севера Москвы станции метро отсутствуют вовсе. Поэтому неудивительно, что одни из самых масштабных площадок по дорожному строительству на данный момент находятся именно в Северном административном округе. Завершаются работы по возведению долгожданного Алабяно-Балтийского тоннеля, в ближайшие годы работа над проблемой транспортной доступности Северного округа продолжится. К 2015 году запланировано обеспечить метрополитеном всю территорию САО до МКАД — с открытием семи новых станций метро станет доступно для 330 тысяч жителей округа.

Большая стройка на «Большой Ленинградке»

Работы по реконструкции Ленинградского шоссе и Ленинградского проспекта от Тверской улицы до аэропорта «Шереметьево», известные под общим названием «Большая Ленинградка», многие аналитики уже назвали самой затянувшейся дорожной стройкой столицы. Изначально завершение строительства планировалось на 2008 год, затем на 2010-й, но в дальнейшем из-за грандиозного объема работ сроки неоднократно переносились. Теперь завершить работы по реконструкции Ленинградки обещают к концу 2013 года. Напомним, согласно плану реконструкции трасса от центра столицы до МКАДа станет полностью бессветофорной. На Ленинградском шоссе появится девять полос движения на выезд из Москвы и восемь на въезд, что позволит почти вдвое увеличить пропускную способность магистрали. Дорожные работы затронут Тверскую улицу, Ленинградский проспект, Ленинградское шоссе и три площади — Пушкинскую, Триумфальную и площадь Тверской заставы. В рамках проекта реконструкции построена транспортная развязка на пересечении Ленинградского проспекта с улицей Серегина. Это строительство завершило реконструкцию участка Ленинградского проспекта от Беговой улицы до станции метро «Сокол». Работы здесь продолжались с февраля 2006 года. За это время удалось обустроить более 9 км дорог, для удобства жителей построить 5 внеуличных пешеходных переходов, а в прилегающих к магистрали жилых домах установлено более 9 тысяч шумозащитных окон. Здесь по вновь построенному тоннелю на Ленинградском проспекте в районе улицы Серегина было запущено движение автомобильного транспорта. Также над тоннелем открылась транспортная развязка к Ледовому дворцу на Ходынском поле.

В рамках реконструкции Дмитровского шоссе от Садового кольца до МКАД осенью 2013 года открылся тоннель по основному ходу Дмитровского шоссе на пересечении с 3-м Нижнелихоборским проездом. Вместо 46 отведенных для строительства месяцев работы заняли полтора года. Пересечение Дмитровского шоссе и 3-го Нижнелихоборского проезда считалось одним из самых загруженных перекрестков САО. С возведением тоннеля длиной в 700 метров Дмитровка уходит под землю, что увеличивает пропускную способность дорожной сети. Для обслуживания прилегающих территорий созданы боковые проезды, построенные вдоль тоннеля.

Дизайн-проект станции «Селигерская». Фото: stroi.mos.ru

В настоящее время на Ленинградке ведется строительство многоуровневой транспортной развязки Ленинградского и Волоколамского шоссе у метро «Сокол». Эти работы считаются наиболее сложным в инженерном аспекте — их уникальность заключается в одновременном возведении конструкций Ленинградского, Волоколамского и Алабяно-Балтийского тоннелей. Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля проходит на глубине 25 метров под Ленинградским проспектом, двумя транспортными тоннелями (на Волоколамке и Ленинградке) и Замоскворецкой линией метро. При строительстве тоннеля впервые была разработана и успешно внедрена уникальная система круглосуточного мониторинга за состоянием конструкций тоннелей метрополитена, близлежащих зданий, действующей магистрали, уровнем шума и грунтовых вод. Благодаря этим расчетам движение поездов метро и железнодорожных составов осуществлялось без перерывов, в штатном режиме. Это повлияло на длительность строительства — 7 лет. Подземный проезд длиной 1935 метров (подземная часть — 1535 метров) соединит улицы Алабяна и Большую Академическую. Движение в тоннеле будет осуществляться по трем полосам в каждую сторону. По прогнозам с введением в эксплуатацию Алабяно-Балтийского тоннеля загрузка Ленинградского и Волоколамского шоссе снизится на 25%, увеличится транспортная проходимость внутриквартальных прилегающих улиц. Для жителей Северного административного округа особенно важно и то, что с разгрузкой Ленинградки снизится негативное влияние на экологическую обстановку округа, которая на севере весьма неблагополучна. Возведение Алабяно-Балтийского тоннеля ведется в рамках проекта строительства северо-западной хорды. Бессветофорная северо-западная хорда обеспечит диагональную связь между северо-восточными и юго-западными районами Москвы. Движение по правой стороне Алабяно-Балтийского тоннеля с улицы Алабяна в сторону Большой Академической было запущено в сентябре 2013 года. Полностью тоннель начнет функционировать к началу 2014 года.

В ближайшие перспективы в сфере дорожного строительства на севере Москвы входит реконструкция Большой Академической улицы. В настоящее время в полном объеме выполнено устройство ограждающих конструкций Михалковского тоннеля на пересечении улиц Михалковской и Прянишникова. Для удобного и бфезопасного прохода пешеходов через проезжую часть Большой Академической улицы проект предусматривает строительство восьми пешеходных переходов. Четыре из них — в районе домов 10, 21, 39 по Большой Академической улице и один в районе Коптевского бульвара — будут подземными. В переходах обустроены двухсторонние выходы, которые рассчитаны и на людей с инвалидностью. При этом сходы будут оснащены автоматической снегоуборочной системой.

Дизайн-проект станции «Петровский парк». Фото: stroi.mos.ru

Строительство наземных переходов — пешеходных мостов — ведется в районе домов 75, корп. 1, и 79, корп. 1, а также в местах пересечения Большой Академической с улицей Лихоборские Бугры и 4-м Новомихалковским проездом. На всех пешеходных мостах для удобства маломобильных групп граждан установят лифты.

После реализации проекта реконструкции на Большой Академической будет организовано шестиполосное движение (по три полосы в каждом направлении). Проектом также предусмотрено устройство 26 заездных карманов на остановках общественного транспорта. Всего строителям предстоит реконструировать более 5 км дорожного полотна Большой Академической. Напомним, работы на Большой Академической улице являются частью проекта «Северо-западная хорда» в увязке со строительством выхода Алабяно-Балтийского тоннеля на Большой Академической в районе пересечения с улицей Космонавта Волкова.

В 2014 году начнутся работы по строительству другой транспортной развязки проекта «Большая Ленинградка» — на площади Тверской заставы у Белорусского вокзала. Напомним, строительство развязки могло начаться весной 2013 года, однако работы были отложены из-за протеста жителей Бегового района. Постоянное движение и вибрация, исходящие от транспорта на уровне третьего этажа жилых домов, сделали бы проживание здесь невозможным. Власти нашли компромиссный вариант — проект был скорректирован с учетом мнения населения и утвержден в конце мая 2013 года. Теперь эстакада пройдет дальше от жилых домов. На первом этапе работ предусматривается строительство дополнительной эстакады через железнодорожные пути белорусского направления для пропуска поворотного движения с 1-й Брестской улицы, улицы Грузинский Вал, Лесной улицы и улицы Бутырский Вал на Ленинградский проспект. Также будут построены проезды для пропуска движения с 1-й Брестской улицы на Бутырский вал и Ленинградский проспект в сторону области.

Дизайн станции «Ховрино». Фото: stroi.mos.ru

Проектом предусматривается строительство подземного паркинга на 1130 машино-мест под привокзальной площадью, строительство подземных пешеходных переходов через 2-ю Брестскую улицу и улицу Бутырский Вал, от здания вокзала к стоянке такси и остановке общественного транспорта, а также переход появится под 1-й улицей Ямского Поля. Строительство развязки планируется завершить в 2015 году.

А летом грядущего года частично будет введена в эксплуатацию Бусиновская транспортная развязка. Этот транспортный объект располагается на трассе северо-восточной хорды и является ключевым пунктом строящейся скоростной автомобильной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Проект Бусиновской развязки включает строительство магистрального участка автодороги протяженностью 1,61 км и шириной до 10 полос, трех путепроводов и двух эстакад.

«Мы формируем мощный транспортный узел, который будет включать в себя и транспортную развязку, и дорогу до «Шереметьево», которая разгрузит, я надеюсь, Ленинградку и даст возможность пересадки на железную дорогу, метрополитен», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин при посещении стройплощадки в июле этого года.

Осенью 2014 года будет запущено движение на участке трассы Москва — Санкт-Петербург до 58-го километра. Транспортно-планировочное решение Бусиновской развязки предусматривает все необходимые повороты на пересечении трех магистралей: МКАД, северо-восточной хорды и дублера Ленинградского шоссе, на ней строится шесть современных съездов общей протяженностью почти 10 км. В узле сохраняется все существующее поворотное движение — с МКАД в районы Ховрино и Западное Дегунино, на ул. Дыбенко и ул. Маршала Федоренко.

И это особенно важно, учитывая, что на улице Дыбенко у новой проектируемой станции «Ховрино» Замоскворецкой линии метрополитена будет создан транспортно-пересадочный узел с перехватывающим паркингом.

Кстати, на одной из встреч с муниципальными депутатами САО Сергей Собянин сообщил о решении ускорить строительство станции «Ховрино» и ввести в эксплуатацию в 2014–2015 годах. К этому же времени по планам должно завершиться строительство второй станции Замоскворецкой линии — «Беломорская улица». Новая станция метро мелкого заложения появится на пересечении Беломорской и Смольной улиц. При проектировании станции учитывается возможность дальнейшего развития метрополитена в Молжаниновский район и городской округ Химки с организацией между станциями пересадочного узла.

Семь станций подземки для сотен тысяч жителей

Всего на территории Северного административного округа строится семь станций метрополитена. Еще три станции откроется на Люблинской линии. Так, в Бутырском районе на пересечении Огородного проезда и ул. Фонвизина откроется станция «Фонвизинская». Работы по строительству станции глубокого заложения начались в июле 2011 года.

Сейчас Бутырский район имеет плохую транспортную доступность для автомобильного транспорта, так как с трех сторон ограничен железными дорогами: Рижской, Савеловской и Малым кольцом МЖД. В этом районе между Огородным проездом и Рижской веткой железной дороги расположена крупная промышленная зона. Эксперты отмечают, что проходящий по территории района монорельс (станция «Улица Милашенкова») не является эффективным видом общественного транспорта. Поэтому размещение в данном секторе станции метрополитена более чем актуально и необходимо жителям Бутырского района.

Станция Третьего пересадочного контура «Хорошевская». Фото: stroi.mos.ru

За «Фонвизинской» будет следовать новая станция Люблинско-Дмитровской линии — «Петровско-Разумовская», которая станет «половиной» одноименной станции серой ветки московского метро. Станция Серпуховско-Тимирязевской линии давно превратилась в перегруженный узел: ежедневно она принимает более 115 тысяч человек. Открытие новой «Петровско-Разумовской» даст возможность пассажирам выбирать наиболее удобную для них ветку. Особенностью этого перехода является кросс-платформенная пересадка. Пересесть с одной ветки на другую можно будет, просто перейдя на противоположную сторону платформы, как на станции «Китай-город». С открытием второй «Петровско-Разумовской» уменьшится количество людей на перронах, а пропускная способность станции возрастет. Пассажиропоток новой станции салатовой линии составит 135 тысяч человек в сутки.

В Тимирязевском районе столицы, на пересечении Локомотивного и 3-го Нижнелихоборского проездов, появится станция «Окружная». Предполагается, что с ее открытием пассажиры смогут без пересадки ездить с севера на юг столицы. Открытие станции также снимет часть нагрузки с соседней, Серпуховско-Тимирязевской ветки. Появление метро в этом районе, кроме того, скажется на снижении потока автомобильного транспорта на Дмитровском шоссе. Что, безусловно, благоприятно отразится на экологическом состоянии севера столицы.

Четыре из станций метро, которые появятся в САО, войдут в состав Третьего пересадочного контура (ТПК).

На площади Савеловского вокзала будет построена «Нижняя Масловка» — пересадочная станция на Серпуховско-Тимирязевскую ветку (переход на станцию «Савеловская»). Вход и выход пассажиров будет осуществляться через два подземных вестибюля. Дизайн проекта станции практически не отличается от других типовых станций ТПК. Для повышения безопасности пассажиров и предотвращения падений на пути на платформе «Нижней Масловки» будут установлены заградительные стекла. На сегодняшний день Савеловский вокзал — это единственный в Москве вокзал, который обслуживает только электрички. Сюда ежедневно прибывают не менее 35 тысяч пассажиров из Лобни, Дмитрова, Дубны, Савелова, Можайска, Звенигорода. С открытием «Нижней Масловки» в 2015 году серая ветка метро будет гораздо легче справляться с такими объемами пассажиропотока. От станции «Нижняя Масловка» Третий пересадочный контур будет продлен в другие северные районы столицы.

Так, в 2015 году в районе Аэропорт около реконструируемого ныне стадиона «Динамо» и Петровского парка запланировано открытие станции «Петровский парк». В этом районе проживает порядка 75 тысяч человек, а имеющейся здесь северной части Замоскворецкой ветки метро явно недостаточно. Пассажиропоток станции составит более 245 тысяч человек в сутки. Оформлен «Петровский парк» будет в зеленой цветовой гамме, сочетаясь, таким образом, по цвету с Замоскворецкой линией пересадочной станции «Динамо».

А в Хорошевском районе идет строительство сразу двух новых станций — «Ходынское поле» и станции с одноименным названием «Хорошевская».

Первая появится на территории парка «Ходынское поле», на месте Центрального аэродрома им. Фрунзе, между Ходынским бульваром и заброшенной взлетно-посадочной полосой. С открытием станции «Ходынское поле» горожане смогут выйти к центральному входу парка прямо из метро, легче им будет добираться и до ледового дворца «Мегаспорт» — одного из крупнейших спортивных объектов в столице, также значительно упростится и выход к жилой застройке района. Комплекс станции включает подземный вестибюль под территорией парка «Ходынское поле», с выходами к взлетно-посадочной полосе.

Со станции «Хорошевская», расположенной вдоль Хорошевского шоссе, можно будет перейти на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии. Строительство этой станции ТПК позволит разгрузить самую тяжелую, «фиолетовую» ветку метро.

Таким образом, вся территория Северного округа в границах МКАД будет обеспечена метрополитеном, с введением новых станций метро станет доступна для 330 тысяч жителей севера Москвы.

Не меньшее внимание в развитии транспортной сети САО уделяется безопасности пассажиров. В местах массового пребывания людей установлены средства видео- и фотофиксации, оперативной телефонной связи и оповещения.

Автобусы и ТПУ Северного округа

Развитие транспортной системы в целом невозможно без наведения порядка на существующих транспортных узлах. Эту задачу призвана решить программа создания и модернизации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Всего на территории САО до 2020 года запланирована организация 38 ТПУ. В числе первых на территории САО появятся ТПУ у станций метро «Дмитровская», «Тимирязевская», «Полежаевская», платформы Новоподрезково и пограничной со СВАО станции Лианозово. А у станции «Хорошевская» проектируется транспортно-пересадочный узел с перехватывающей парковкой, где автовладельцы смогут оставить свои машины и со спокойной душой перемещаться по столице на общественном транспорте.

Говоря о транспортной системе округа, нельзя не отметить развитие наземного городского пассажирского транспорта. Большим спросом на севере пользуются скоростные автобусные маршруты — полуэкспрессы. В начале 2012 года введен в эксплуатацию скоростной маршрут автобуса №904 «Ст.м. «Белорусская» — «4-й мкр. Митино». В 2013 году введен в эксплуатацию полуэкспрессный автобусный маршрут №905 (75-й км МКАД — Белорусский вокзал), протяженностью 15,6 км.

Прошел уже год, с тех пор как для движения общественного транспорта на Дмитровском шоссе была введена обособленная полоса. Согласно данным мониторинга Департамента транспорта и ГУП «Мосгортранс», средняя скорость движения на автомагистралях города, оборудованных обособленными полосами для движения общественного транспорта, возросла на 27%, с 11 до 18 км/ч, как следствие вырос пассажиропоток и уменьшились интервалы движения общественного транспорта.

Так что в ближайшее время опыт введения отдельных полос для общественного транспорта планируется распространить на всем протяжении Ленинградского шоссе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру