Территория доброй надежды

Новая Москва создана для того, чтобы освободить старый город от пробок, перенаселения и экологических проблем

В июле 2012 года Москва рассталась с устойчивым эпитетом «не резиновая» и вышла за границы относительно симметричного круга, образованного кольцевой автодорогой. Новые очертания столицы кому-то напомнили комету с хвостом, кому-то замочную скважину. Так или иначе, площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза, приросла 1420 кв. км земли и 250 тысячами новых жителей. Объединенный Троицкий и Новомосковский округ (ТиНАО) стал самым крупным округом столицы. Предполагалось, что на свободные земли переедут крупные государственные учреждения и ведомства, а вслед за ними потянутся и люди, утомленные вечными пробками и плохой экологией большого города. Однако сместить центр столицы в сторону юго-запада одной только силой мысли оказалось не так-то просто. И хоть географическим ядром объединенной Москвы теперь является не Кремль, а деревенька Летово, до равноправного ощущения себя частью большой столицы присоединенным территориям пока еще далеко.

Новая Москва создана для того, чтобы освободить старый город от пробок, перенаселения и экологических проблем

Москва увеличивается в размерах не впервые. Если даже не заглядывать в глубокую историю, то только за последние 100 лет город расширяли более трех раз — сначала в 1935-м, потом в 1939-м и в 1957-м. В 1960 году Москву искусно вписали в овал, а в 1978-м добавили к нему анклав — город Зеленоград. Естественный рост городов — это хороший признак, знак того, что мегаполис развивается. Однако такого расширения, которое случилось с Москвой в 2012 году, никто не ожидал — 160 гектаров, вплоть до границ Калужской области!

В сравнении со старой столицей Новая Москва представляет ее полную противоположность. Здесь много места и мало жителей, много лесов и мало транспорта, много потенциала, но мало инвестиций. Новая Москва пока еще только примеряет к себе городской статус, однако превращаться в настоящий город пока не торопится. Для немногочисленных жителей этой территории ее городская «отсталость» далеко не всегда расценивается как минус. Конечно, они рады различным столичным бонусам в виде доплат к пенсиям, новым детским садам, поликлиникам, асфальтированным дорогам и долгожданному газопроводу. Но вот другие признаки цивилизации, как вырубка лесов, уничтожение дачных поселков, появление многоэтажной застройки и миллиона-другого новых москвичей, воспринимаются старожилами присоединенных территорий не так однозначно. Если сравнивать новые округа друг с другом, то и здесь картина будет не такой уж однородной: более «городским» выглядит Новомосковский округ с площадью 360 кв. км и плотностью населения 315 жителей на один кв. м. Здесь много жилья, есть крупные бизнес-центры (Румянцево, Мосрентген) и градообразующие предприятия, такие как лифтовый завод в Щербинке или агрокомплекс «Московский» в одноименном городе. Троицкий округ — более просторный и зеленый, большая часть его занята лесами, полями и сельскохозяйственными угодьями. Площадь ТАО — 1060 кв. км, а плотность населения — 81 житель на один кв. м. В небольшом наукограде Троицке — главном населенном пункте этого округа — проживает главным образом научная интеллигенция, люди образованные и просвещенные. Здесь сосредоточены крупнейшие научно-исследовательские центры и институты, которые легко могут стать основой новомосковской «Силиконовой долины». В их числе — Институт физики высоких давлений имени Л.Ф.Верещагина, Институт инновационных и термоядерных исследований, ионосферы и распространения радиоволн имени Н.В.Пушкова, Физический институт имени П.Н.Лебедева, Институт земного магнетизма, Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов, Институт ядерных исследований, Институт спектроскопии, отдел перспективных лазерных технологий Института проблем лазерных и информационных технологий. В то же время Троицкий округ планируют развивать и как здравницу, ведь этот район является экологически чистым и благополучным, без вредных производств и предприятий.

В отличие от обычных старомосковских округов, подразделяющихся на районы, ТиНАО делится на поселения, которые включают как небольшие городки, так и села. В отдельных населенных пунктах не насчитаешь и двухсот жителей. Летом Новую Москву наводняют дачники, которые сбегают на природу от городской суеты и смога. Дороги под напором московских транспортных средств в это время практически останавливаются. Местное население тоже по старинке ездит на работу в Москву — времени и сил это отнимает много, но московская зарплата все окупает. Изменить эту порочную практику и предстоит в ближайшее время руководству округа: на присоединенных территориях собираются создавать рабочие места — примерно 2 миллиона.

Перспектива развития Новой Москвы до сих пор остается предметом оживленных дискуссий, проектов и самых смелых фантазий. Будущее присоединенных территорий рисовали и продумывали лучшие архитекторы мира по заказу правительства Москвы. В рамках Международного конкурса на лучшую концепцию развития московской агломерации свои проекты представили известные архитектурные бюро из Америки, Испании, Франции, России и Нидерландов, однако ни один из них не стал для московских властей окончательным руководством к действию. После подведения итогов конкурса организаторы назвали победителей и заверили участников, что используют их предложения при освоении «новомосковской целины». Между тем московские власти обнародовали собственную концепцию развития новых территорий, которую определили как «12 точек роста». Доминантами развития планируется сделать отдельные населенные пункты Новой Москвы — Румянцево, Мосрентген, Внуково, Коммунарку, Рязаново, Троицк, Киевский, Ярцево, Щапово, Вороново, Кленово и Рогово. В них и будут создавать означенные рабочие места, строить жилье и коммерческую недвижимость. Часть этих поселений — в первую очередь те, что расположены ближе к Москве, — уже вовсю застраивается. В Коммунарке, например, кроме жилья должно быть построено порядка 5,5 млн кв. м нежилой недвижимости. От идеи создания здесь административно-делового центра власти не отказались. Скорее всего там и разместятся органы власти, занятые в управлении новыми территориями. Площадь участка, отводимого под административно-деловой центр, составляет 306 га.

Другой крупной «точкой роста» Новой Москвы уже является территория Румянцева. Здесь сосредоточено 190 га торговых помещений и 510 тыс. кв. м складов, 880 тыс. кв. м офисов, 21 тыс. кв. м коммунальных и 90 тыс. кв. м других объектов. Всего в технопарке создадут 106 тыс. рабочих мест. Здесь откроются две станции метро и крупнейший транспортно-пересадочный узел. Что касается других «точек роста», то их количество и функциональное значение сегодня еще уточняется. Многое зависит от скорректированного Генплана, который появится у Новой Москвы только в 2014 году. Пока же присоединенные территории не слишком соответствуют столичному статусу — не хватает хороших дорог, инженерных коммуникаций, магазинов, больниц, школ и детских садиков. Да что говорить — газопровод и водопровод на территории Новой Москвы тоже находятся в дефиците. В ближайшие три года на территории Новой Москвы планируется построить около 100 социальных объектов — везде, где появляются крупные жилые микрорайоны, застройщики изначально, еще при проектировании, закладывают в строительство и поликлиники, и школы, и детсады. Уже реализовано несколько крупных инвестиционных проектов логистического, офисного, торгового, административного и производственного назначения. Новые торгово-производственные и складские комплексы появились в поселке Шарапово (225 тыс. кв. м), многофункциональный торговый, деловой и развлекательный центр построен в поселке Сосенское (188 тыс. кв. м), начинает эксплуатироваться вторая очередь торгово-производственного и складского комплекса в поселении Марушкинское (58,5 тыс. кв. м), сдан офисно-складской комплекс в деревне Гавриково (18,7 тыс. кв. м). Предполагается, что на их базе будет создано от 30 до 35 тысяч рабочих мест.

Большая реконструкция ожидает главную трассу Новой Москвы — Калужское шоссе, строительство начнется весной следующего года и будет вестись параллельно с реконструкцией ЦКАД. Помимо Калужского шоссе по территории ТиНАО проходит еще одна крупная транспортная артерия — Киевское шоссе. Сегодня там выделена полоса для общественного транспорта, однако частота движения автобусов и маршруток пока оставляет желать лучшего. Новые москвичи кровно заинтересованы в появлении новых удобных транспортных маршрутов. В числе первых начнется строительство хордовой трассы, которая свяжет Калужское и Киевское шоссе. Первый участок соединит Мамыри и Румянцево, второй пройдет от поселка Газопровод через Коммунарку в сторону Южного Бутова, а третий соединит Киевское и Боровское шоссе в районе Солнцево. «Транспортный каркас новых территорий — это метро, железнодорожный транспорт и дорожное строительство, — объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин. — Принято решение о реконструкции Киевского направления МЖД и железнодорожных переездов в Крекшине, Кокошкине и Рассудове. Если говорить о дорогах, то Киевское и Калужское шоссе — от Румянцева до Мамырей — свяжет пятикилометровая дорога, имеющая четыре полосы движения — по две в каждую сторону».

Пока на территории Новой Москвы нет еще собственных станций метрополитена. Впрочем, уже в 2014 году метро придет в Румянцево и Саларьево — туда дотянется Сокольническая ветка Московского метрополитена. Не за горами и строительство подземки в сторону Внукова: в 2016 году Калининско-Солнцевская линия дойдет до станции «Рассказовка». Линия составит 12 км и 6 станций, в самом Солнцеве появится новое электродепо. Ведется проектирование новой хордовой линии метро вдоль Калужского шоссе до административного центра в Коммунарке. Планируется, что ее протяженность составит 12,5 км, на участке появится пять станций. Срок ввода в эксплуатацию — 2020 год. Довольно большие надежды московские власти связывают с развитием железнодорожного сообщения. На присоединенных территориях находятся станции Большого кольца МЖД и Киевского направления Московской железной дороги. Уже сегодня «Аэроэкспресс» связывает Киевский вокзал и аэропорт «Внуково» — время в пути составляет порядка 35 минут. Кстати, на территории Троицкого округа находится крупнейшая в России и Европе автоматическая сортировочная станция — Бекасово-Сортировочная.

Несмотря на то что крупные госучреждения пока еще медлят с решением о переезде в Новую Москву, здесь уже обосновался ряд весьма именитых и авторитетных ведомств и производств. Одно из старейших предприятий округа — Щербинский лифтостроительный завод, крупнейшее в России предприятие по производству лифтового оборудования, — было основано в 1943 году, первую продукцию завод начал выдавать на-гора еще во время войны. Сегодня здесь производятся грузовые и пассажирские лифты, а также эскалаторы. Еще одно известное предприятие округа — агрохолдинг «Московский», который кормит круглый год всю Большую Москву зеленью, салатами и свежими овощами, а также специализируется на выращивании декоративных растений. Из крупных государственных ведомств в ТиНАО давно уже прописалась Служба внешней разведки. Она обосновалась здесь еще в 1972 году. Место для офисов на присоединенных территориях ищут себе Федеральная служба занятости, Федеральная ветеринарная служба и другие правительственные учреждения. Из крупных монополий здесь уже обосновались «Трансгаз» и «Межрегионгаз». Однако самым известным предприятием ТиНАО, без всякого сомнения, является воздушный порт «Внуково» — один из крупнейших авиатранспортных комплексов России, занимающий третье место в стране по количеству обслуживаемых пассажиров. «Внуково» — самый близкий к Москве аэропорт: от столицы его отделяют 25 км, а от МКАД — всего 11 км. «На мой взгляд, Большая Москва — один из самых перспективных сегодня проектов не только в России, но и во всей Европе, — считает руководитель Департамента по развитию новых территорий города Москвы Владимир Жидкин. — Развитие новых территорий — процесс длительный и всесторонний. Со временем здесь будет достигнуто более гармоничное сочетание возможностей для работы и отдыха, учебы и занятий спортом, для полноценной повседневной жизни в современной, комфортной, экологически чистой городской среде. Реализация проекта обеспечит переход к качественно новым условиям жизни, ведения бизнеса в целом регионе. Цель проста: сделать так, чтобы человек или семья не только проживали в Новой Москве, но и имели возможность в шаговой доступности получать все блага современной цивилизации, начиная от работы до местных красот природы».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру