— Уходящий год по части погоды действительно оказался невероятно сложным. Аномальные погодные условия вегетационного периода оказали существенное влияние на производство растениеводческой продукции.
По информации ФГБУ «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации», за май в северной части Московской области осадков выпало от 200 до 400 процентов месячной нормы, на юге области они составили 110–120 процентов. Весенние полевые работы начались на две недели позже по сравнению со средними многолетними сроками.
За сентябрь в южных районах Подмосковья зафиксировано до 259 мм осадков, что соответствует 465 процентам месячной нормы. В центральной части — 250 процентов месячной нормы, немногим меньше их было в северных районах.
Предыдущий рекорд по осадкам был в 1885 году, 185 мм. Как видите, текущий год значительно превзошел 1885 год.
Тем не менее хочу заметить: не все так уж и плохо. Запасы продовольственной пшеницы в регионе на сегодняшний день составляют 55 тыс. тонн, больше уровня прошлого года в 2,5 раза. С 19 по 25 октября средние отпускные цены на муку на наших мукомольных предприятиях снизились почти на 3%, что на 18% ниже уровня прошлого года.
— Значит, хлеб не подорожает?
— Объемы производства подмосковного зерна в масштабах страны небольшие. В основном это фуражное зерно.
По данным Минсельхоза России, собрано 89 млн тонн зерна, что на 17 млн тонн больше, чем в прошлом году. Этого объема вполне достаточно. Ситуация более чем стабильная. Думаю, предпосылок для повышения цен на хлебобулочные изделия не будет.
В эту уборочную область потеряла около 18% зерновых и зернобобовых культур. И тем не менее получили 180 тыс. тонн зерна. Это меньше уровня прошлого года на 50 тыс. тонн.
Озимых посеяли в сельскохозяйственных организациях 47% от планируемого. Будем делать все, чтобы увеличить площадь ярового сева весной и компенсировать недосев площадей под озимыми. Сегодня уже проведена зяблевая обработка почвы на площади более 86 тыс. га, что больше прошлого года на 20 тыс. га.
Благодаря поддержке губернатора Московской области Андрея Воробьева в целях компенсации потерь растениеводства региональное правительство выделило на погектарную поддержку сельхозтоваропроизводителей в растениеводстве 92 млн рублей и 5,6 млн рублей на закупку элитных семян.
Финансовые средства предлагаем сельхозтоваропроизводителям направить на поднятие зяби, закупку семян яровых культур, минеральных удобрений, чтобы провести весенние полевые работы в запланированных объемах и в оптимальные сроки.
В то же время сегодня понятно, что необходимо уделять больше внимания мелиорации — осушению и орошению земель. Мы должны быть готовы к любым сюрпризам: и к страшной засухе, наподобие той, что была в 2010 г., и к «потопу» 2013 г.
— Владимир Николаевич, хотелось бы от первого лица узнать точные цифры о потерях картофеля и овощей...
— Вот данные Росстата на 1 октября текущего года. При всех сложностях мы собрали 295 тыс. тонн овощей — на 2% больше к уровню прошлого года. Если в 2012 г. во всех наших хозяйствах, включая фермерские и личные подсобные, мы получили 573 тыс. тонн овощей, в этом году, по оценке специалистов, получим на уровне 550 тыс. тонн. Как видите, разрыв абсолютно небольшой.
С картофелем ситуация похуже. На 1 октября собрано 567 тыс. тонн — против 650 тыс. тонн в 2012 г. Но на эту дату в 2012 году убрали 87%, а в этом году — 74%. Уборка картофеля продолжается и в эти дни. Погода тому способствует. Предполагается собрать около 800 тыс. тонн клубней, в прошлом году было 870 тыс. тонн.
— А смысл? Утренние заморозки наверняка «побили» клубни, что с них толку?
— В грядках, под землей, им не страшны легкие морозы.
— Неделю назад я сам купил мешок картошки. Вроде бы нормальная. Но чуть постояла, ее разрезаешь — уже почернела. В этом году наш «второй хлеб» весь будет такой, нележкоспособный?
— Я бы рекомендовал приобретать наш, подмосковный картофель, например дмитровский. Те клубни, которые выращивались по современным технологиям, посадки которых производились районированными семенами для Московской области, будут хороши по качеству и вкусовым достоинствам.
Сельскохозяйственными организациями уже заложено на хранение картофеля и овощей более 200 тыс. тонн.
— Битва за урожай еще не закончилась, но у земледельцев уже есть вопросы к правительству области. Главный — из-за сложных погодных условий минсельхоз то ли поздно объявил, до ли вообще не объявил в регионе режим чрезвычайной ситуации. Как было дело?
— 23 сентября министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось к главам муниципальных образований дать поручение соответствующим службам оперативно провести обследование посевов и подготовить пакет документов в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минсельхозом России, по оформлению документов для экспертной оценки ущерба. 30 сентября министерство в целях оперативной подготовки пакета документов провело совещание с представителями муниципальных образований.
17 октября состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 23 октября губернатор области А.Ю.Воробьев подписал Постановление №272-ПГ «О мероприятиях по преодолению чрезвычайной ситуации в агропромышленном комплексе Московской области».
Постановлением зоной чрезвычайной ситуации определены территории Дмитровского муниципального района, городского округа Домодедово, Зарайского муниципального района, Каширского муниципального района, Коломенского муниципального района, Можайского муниципального района, Ленинского муниципального района, Луховицкого муниципального района, Озерского муниципального района, Раменского муниципального района, Рузского муниципального района, Серебряно-Прудского муниципального района, Серпуховского муниципального района, Ступинского муниципального района, Шатурского муниципального района.
Было рекомендовано органам местного самоуправления провести оценку и определить размер ущерба сельскохозяйственных организаций и представить документы в министерство сельского хозяйства и продовольствия региона.
После обобщения представленных документов они будут направлены на экспертизу в Минсельхоз России.
Полагаю, что сельхозтоваропроизводители, пострадавшие от аномальных погодных условий, могут рассчитывать на поддержку федеральных и областных властей.
— А ускорить этот процесс никак нельзя? Пока соберут бумаги, это же целая канитель — зима начнется!
— Нас часто критикуют за излишнюю бумажную бюрократию. Но мы имеем дело с государственным бюджетом. Режим ЧС и вводится, чтобы защитить подмосковного производителя от финансовых угроз, рисков. Производителям, которые собрали и подали документы, будет оказана необходимая помощь. Им в том числе выплатят и так называемую несвязанную поддержку — из расчета средних показателей урожайности последних 4 лет.
А с овощными и картофельными массивами значительно сложнее. Например, еще три недели назад на юге области все было затоплено, поля в Зарайском или Луховицком районах напоминали рисовые чеки где-нибудь во Вьетнаме или Китае. Пару недель назад там подсохло, и сельхозтоваропроизводители смогли продолжить уборку. Были волонтеры, студенты — около 500 человек, они аграриям здорово помогли. Поэтому мы не торопимся и собираем все данные до 10 ноября.
— А почему «шефов» было 500, а не 5000 или 50 000? Глядишь, всем миром бы и убрали…
— Смысл в том, чтобы убрать те площади, где не проходит техника. Современный комбайн, поверьте, соберет картофель лучше, чем человек. Морковоуборочный комбайн и соберет, и почистит — заменит 200 человек! Такая сегодня техника.
Задача была убрать те участки, где могли работать только копалки.
Вернемся к режиму ЧС. Мы не можем торопить события. Документы о потерях урожая очень серьезные, мы до сих пор не знаем, где нам удастся убрать урожай, если будут погожие дни, а где не удастся.
Так просто, по телефонному звонку, деньги из федерального бюджета не упадут. Все должно быть точно зафиксировано и задокументировано. Порядок установлен федеральными органами власти.
— Земледельцы жалуются, что кредитные организации их задушили своими ставками и штрафными санкциями. Последние годы по вполне уважительным причинам они не смогли расплачиваться по кредитам, а теперь вот на грани банкротства.
— Знаете, в народе говорят: «Берешь чужие, а отдавать надо свои деньги». Тот, кто обращается за кредитом, должен серьезно взвесить свои возможности. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области оказывает поддержку предприятиям, фермерам в виде субсидий на инвестиционные и краткосрочные кредиты.
Но надо понимать, что есть и такие предприятия, фермеры, которые набирают кредиты в надежде, что им простят долги, что государство, как в старые добрые времена, их спишет. Я сторонник того, что долги надо отдавать. А тем хозяйствам, которые понесли потери в этом году и их зафиксировали, будет оказана необходимая помощь.
— Традиционно сложилось так, что министерство больше «любит» совхозы и колхозы. Фермеры не пользуются особым вниманием…
— Сегодня почти все предприятия АПК являются частными, давно нет государственных предприятий — совхозов и колхозов. Поэтому для нас нет никакой разницы между крупным холдингом и фермерским хозяйством. Поддержка для всех одинаковая, более того, для фермеров она даже большая.
— Что вы имеете в виду?
— Как и крупные хозяйства, фермеры получают абсолютно все положенные субсидии. Кроме того, имеют отдельные преференции: на оформление земельного участка в размере 10% от стоимости. Областной бюджет закладывает серьезные деньги на гранты по развитию семейных ферм. В последнее время мы выделяем по конкурсу 1,5 млн руб. начинающим фермерам.
Разумеется, финансовая поддержка касается не всех фермеров — у нас в Подмосковье на бумаге их около 7000. А по статотчетам проходит только 612. Как можно финансировать того, кто не отчитывается за произведенную продукцию? Нас тоже можно понять, ведь для контрольных органов это мертвые души.
Но те, кто работает, отчитываются — это наши, родные!
Когда в прошлом году я стал курировать АПК, фермерам в животноводстве платили государственные субсидии только в расчете на дойную корову, а крупным хозяйствам — от сданного молока. Фермеры, как правило, торгуют продукцией на рынке, они не в состоянии представить необходимые документы. Но есть такие, которые, как и крупные предприятия, продают товар на молокозаводы, а субсидии получают на дойных коров — и на этом здорово теряют.
Например, Татьяна Кудряшова из Шаховского района — у нее 92 дойные коровы, а в ноябре т.г. заканчивает строительство коровника на 100 буренок. Она давно поставляет на молокозавод продукцию, хотя как фермер получала субсидии в расчете на дойную корову. Теряла примерно по 350 тыс. руб. в год — это половина стоимости трактора «Беларусь».
В нынешнем году мы сделали для фермеров возможным получать дотации по собственному выбору: или на корову, или на молоко.
Раз в квартал я встречаюсь с фермерами. Говорим по душам, иногда и получаем критику — но нам незачем лукавить друг перед другом. Я ведь тоже вышел из этой среды, в свое время, в молодости, 7 сезонов отработал на зерноуборочном комбайне.
— Владимир Николаевич, впереди зима, а у нашего населения в этот период всегда возникает ажиотаж, желание запастись впрок. Не подскажете, куда идти жителям Подмосковья с авоськами или тележкой?
— По поручению губернатора Подмосковья мы проводим с 20 августа ярмарки «Дары Подмосковья. Поле — прилавок» — по выходным дням во всех крупных городах и городских поселениях. Глава города, крупного поселка выделяет площадь, туда бесплатно ставятся машины с продукцией, там самая минимальная цена, которую себе можно только представить. Наши сельхозпроизводители с удовольствием участвуют в этих ярмарках. Будут они проходить в нашем регионе до 30 ноября.
Сам я был в выходные дни в Зарайске, пошел на такую ярмарку. Картошка по 12 руб. килограмм, капуста — по 10, морковка, лук… Все ароматное, свежее, качественное. Потому все настоящее, экологически чистое.
Даже валенки и варежки продаются!
Кстати, во многих подмосковных хозяйствах уже созданы уникальные перерабатывающие производства: очищенные картофель, морковка, лук фасуются в вакуумную упаковку. Даже есть борщевые наборы.
К слову сказать, по моркови план в этом году мы уже перевыполнили на 4% — ее получено 65 тыс. тонн.