— Лидия Николаевна, с чем школа Подмосковья вступила в новый учебный год?
— Система образования Московской области объединяет 4 тыс. образовательных учреждений всех типов и видов. В их числе 1496 школ, гимназий и лицеев, которые посещают 678 тыс. ребят — на 48 тыс. больше, чем в прошлом году. На подготовку к новому учебному году было израсходовано около 6 млрд руб. — вчетверо больше, чем в 2012/13 учебном году (из областного бюджета выделено более 2 млрд руб., из муниципального — более 3,5 млрд руб.). За счет этих средств произведен ремонт и реконструкция зданий (около 4 млрд руб.). Более 300 млн руб. направлено на обеспечение пожарной безопасности; более 700 млн — на антитеррористические мероприятия; около 400 млн — на обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния; и еще столько же на закупку мебели и инвентаря. Более 1 млрд руб. потрачено на 3,5 млн учебников и пособий для пополнения школьных библиотек.
— Хватает ли в Московской области учителей?
— Серьезного дефицита кадров у нас нет. По результатам майского мониторинга в общем образовании, включая дошкольное, выявлено чуть меньше 5 тыс. педагогических вакансий. Но это именно вакансии по штатному расписанию: реальная потребность в педагогах у нас существенно меньше. Большая часть вакансий — 1316 — приходится на детские сады. В школах же чаще других вакантны места учителей начальных классов, иностранного и русского языков, литературы. В 2014 году мы прогнозируем сокращение количества педагогических вакансий до 3746. Однако в детских садах их число возрастет до 1424. Причина — интенсивное строительство новых садиков и увеличение численности групп.
— Как будете решать эту проблему?
— Мы прогнозировали эту ситуацию и заранее удвоили набор в колледжи и институты, где готовят воспитателей детсадов. Органам управления на местах и школам мы также рекомендуем пропагандировать эту нужную профессию. Но сегодняшний воспитатель должен быть человеком нового формата. Он не просто осуществляет присмотр и уход за детьми: одна из его главных задач — реализация образовательных программ через систему «Игровая и развивающая среда». Бывает, правда, и по-другому — недаром в детских садах так любят показывать «классы», оборудованные столиками-партами, интерактивными досками и компьютерами. Такие кабинеты тоже должны быть — скажем, в старших группах, где ребята с удовольствием изучают в таком режиме Правила дорожного движения. Но во всем должна быть мера! Нельзя детские сады превращать в начальную школу!
Отрадно, что профессия педагога в Московской области становится все более престижной, в частности, вследствие неуклонного повышения зарплаты учителей. За первое полугодие она на 14% превысила средние по экономике Московской области и составила 38 907 руб. Очередное повышение — на 9% — пришлось на 1 сентября. И в будущем году, заверил педагогов глава области Андрей Юрьевич Воробьев, заработная плата также будет повышаться. Чтобы привлечь в школы молодых учителей, мы оказываем им материальную, социальную и методическую поддержку. Единовременные пособия при поступлении на работу составляют 28 300 руб. (для выпускников учреждений среднего профобразования 25 700 руб.), а доплаты к заработной плате в течение трех лет — 1 тыс. руб. Оплачивается или частично компенсируется проезд к месту работы, а приехавшим предоставляются служебная жилплощадь, жилье коммерческого найма либо места в общежитии. Реализуется и программа «Обеспечение жильем молодых семей». В соответствии с госпрограммой «Образование Подмосковья» к 2018 году доля молодых учителей в школах должна составить 21% (пока этот показатель составляет 11%).
— Во многих регионах быстро исчезают сельские школы. А у вас?
— Около 43% наших школ — сельские. Большинство выполняют роль социокультурных центров, сохраняющих российские традиции и несущих современные инновации в уклад жителей села. Поэтому мы не закрываем их, а с учетом демографической ситуации лишь оптимизируем сеть — при необходимости меняем статус школ или присоединяем их к более крупным. В прошлом учебном году мы реорганизовали 13 школ — 9 городских и 4 сельских. Однако 150 малокомплектных сельских школ получают поддерживающее финансирование, вдвое превышающее нормативное.
— А как в регионе обстоят дела с использованием в школе информтехнологий?
— Благодаря реализуемым у нас областным и федеральным программам уровень оснащения подмосковных школ современной техникой очень высок. На 100 обучающихся в Московской области приходится 14,2 компьютера, а к концу года будет 15,1 компьютера — больше, чем в Москве, где этот показатель равен 15! Всего в наших школах насчитывается более 88 тыс. современных компьютеров, из них более 45 тыс. — ноутбуки и нетбуки. Активно растет количество электронных образовательных ресурсов — мультимедиа-проекторов и интерактивных досок. А в новом учебном году за счет средств областного бюджета комплекты из мультимедиа-проекторов и интерактивных досок будут поставлены в 50 детских садов. Все наши школы имеют доступ к Интернету и более половины — к высокоскоростному трафику.
— Не оказались ли за бортом модернизации коррекционные школы?
— Не люблю слово «коррекционный»: думаю, правильнее говорить о детях, нуждающихся в особых образовательных программах! Тем не менее Московская область — один из немногих регионов, где в полном объеме сохранена дифференцированная сеть образовательных учреждений этого типа. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья было и будет одним из приоритетов нашей деятельности, ведь образование для ребенка, которому природа отказала в полноценном физическом и интеллектуальном развитии, — путь к социализации, возможности самореализоваться, стать активным членом общества, а не обузой для него. Сейчас у нас работают 77 коррекционных образовательных учреждений, где обучаются 8516 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Комплексную диагностику и оценку резервов потенциальных возможностей каждого ребенка ведут 22 центра психолого-медико-социального сопровождения. Вскоре они появятся в каждом муниципальном образовании.
— Верно ли, что каждый ребенок в Московской области вне зависимости от тяжести инвалидности имеет возможность получить образование в школе любого типа с использованием необходимой специализированной помощи?
— Да, альтернативой специальным учреждениям становится обучение в специализированных классах массовых школ, обучение на дому с посещением педагогов, дистанционное обучение. Нужны более гибкие формы! У нас с 2008 года учащиеся дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают ежегодную именную стипендию губернатора Московской области. С 2012 года число таких стипендиатов составляет 300 человек, а размер стипендии — 50 тыс. руб. в год. В 2013 году на эти цели из областного бюджета выделено 15 млн рублей. Однако особенно развито у нас дистанционное обучение. Сегодня им охвачены 642 ребенка с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями — практически все нуждающиеся. По этим показателям Московская область является одним из лидеров в России.
Разрабатываем мы и новые модели работы коррекционных учреждений. Так, несколько лет назад мы закрепили все детские дома этого типа за вузами или колледжами своего района. К примеру, научно-методическое сопровождение детей из школ-интернатов юго-востока Подмосковья осуществляет Коломенский социально-гуманитарный институт. А группа из 95 его студентов-волонтеров регулярно приезжает к детям и ведет для них занятия: спортивные, по искусству, по проектной деятельности и т.д. В итоге будущие социальные работники проходят дополнительную практику, а дети-сироты получают живое общение. Наша главная цель — чтобы ни один такой ребенок, способный обучаться в обычной школе, не упустил этой возможности. Для того и нужно постоянное сопровождение!
— К сожалению, россияне не очень-то рвутся усыновлять больных детей...
— Да потому что сразу возникает вопрос: где этот ребенок будет развиваться, где он получит поддержку, образование. Мы, например, активно развиваем систему приемных семей и создаем учреждения нового типа. По решению губернатора с января этого года размер выплат приемным семьям, взявшим больных детей, увеличился до 25 тыс. руб. в месяц каждому родителю за каждого ребенка. В результате с апреля в приемные семьи были устроены 300 детей. А школа-интернат для умственно отсталых детей в Люберецком районе, откуда разобрали в семьи всех ребят, закрылась. Точнее, ее здание переоборудовали в таун-хаус, где разместились семьи, взявшие детей, и центр сопровождения семейных форм. Другой интересный проект, связанный с использованием частного капитала, — строительство в Серпуховском районе крупного центра образования, социальной, медицинской и психолого-педагогической поддержки детей этой категории. Он будет сдан под ключ летом будущего года, а рядом разместятся 18 семей с 5–8 детьми в каждом доме с 6–8 спальнями и гостиной. Днем дети будут посещать образовательный центр, а родители в это время смогут работать.
Мы очень заботимся о детях, оставшихся без родителей. В области есть дополнительная губернаторская стипендия в 6 тыс. руб. для сирот, получающих среднее или высшее образование. Раньше у выпускников детских домов был один путь — в ПТУ. Теперь ситуация меняется. Из 285 выпускников этого года 110 пошли учиться дальше — а раньше были единицы. Меняется даже физический облик детей, не говоря об интеллектуальном. Я это отметила несколько дней назад, когда по поручению губернатора в Люберецком районе вручала ключи от благоустроенных однокомнатных квартир в новостройках 16 детям-сиротам. Среди них был будущий учитель, будущий врач, инженер. Рабочие профессии — это прекрасно. Но мы всегда говорим: ребята, учитесь дальше! Ведь чем выше образовательный уровень, тем меньше риска, что они повторят путь своих родителей. И очень порадовало, что ключи вручались не в каком-то официальном здании, а в гимназии. И все гимназисты от мала до велика — около 1 тыс. человек — выстроились и приветствовали ребят из детдома, а потом подарили им подарки на средства, которые заработали сами. Это тоже своего рода инклюзия, только нравственная.
— Сейчас даже первоклашки ходят в школу с мобильниками. Впору уже глушить звонки, чтобы те не мешали учебному процессу! Не думали об этом?
— Эту проблему надо решать не техническими средствами, а воспитанием культуры. Причем учить уважать окружающих, помнить, что твоя личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, надо именно с младших классов и даже с детских садов. А только репрессивными мерами ничего не сделать — народ-то у нас изобретательный!
— Это точно! А как идет в Московской области внедрение школьной формы?
— Новый закон «Об образовании» относит установление требований к школьной одежде к компетенции самой школы и родительской общественности. Где-то ребята носят форму уже много лет. Где-то придерживаются единого стиля в одежде. Где-то ввели отдельные элементы школьной формы: эмблемы, нашивки, значки или галстуки. Мы считаем, что основным для подмосковного школьника должен быть деловой стиль одежды, однако «сверху» ничего навязывать не будем: движение должно быть поэтапным, с учетом особенностей муниципальных образований Московской области, многообразия исторических и культурных традиций, интересов всех участников образовательного процесса и, конечно, светского характера образования. Лично я уверена: любая форма дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке ощущения коллективизма, общих дел и целей. Да и дети из не самых обеспеченных семей чувствуют себя в ней намного комфортнее. Знаете, я закончила школу с медалью. Но мои родители не могли купить красивого платья, в котором я ее могла бы получить. И я это запомнила на всю жизнь... Правда, теперь я понимаю: может, оно и к лучшему, что тогда у меня не было такого платья. Зато были хорошие мозги и хорошее образование, благодаря которым я сама потом научилась зарабатывать на красивые платья. Главное, чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности. И форма в этом помогает.
— Осталось ли в подмосковных школах бесплатное дополнительное образование — кружки, секции?
— Конечно! В соответствии с новым федеральным государственным стандартом общего образования в начальной школе введены 10 часов дополнительных развивающих занятий, финансируемых из областного бюджета. На 1 января 2013 года на территории Московской области зарегистрированы 285 детских учреждений дополнительного образования, объединивших 16 060 творческих объединений (в том числе 2118 на селе). Всего там занимаются 275 168 ребят — 44% от общего количества учащихся школ. Не могу в этой связи не напомнить, что в докладе правительства о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 год Московская область отмечена как регион, где комплексно подходят к формированию положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом и используются новые технологии обучения. Особо на федеральном уровне был оценен такой масштабный проект, как развитие в Подмосковье художественной гимнастики (наш совместный проект с нашим великим тренером Ириной Винер), аэробики, бадминтона. У наших детей и дальше будут все возможности для развития талантов и способностей!
— В Москве есть школы, где преобладает нерусскоговорящий контингент — и это создает большие проблемы. Как их решают в Подмосковье?
— За последние годы национальный состав населения области поменялся очень сильно. Но мы давно участвуем в федеральной программе развития русского языка и благодаря этому накопили массу методик работы с недавно приехавшим ребенком и его семьей. Конечно, очень важно, чтобы школы создали этим детям все условия для дополнительных занятий русским языком и литературой. Но не менее важно знакомить их с нашим образом жизни и укладом и тем самым помогать с социализацией. Эту задачу, в частности, решает имеющийся практически во всех наших школах курс «Основы православной культуры» и «Основы духовного краеведения Подмосковья». Но если в школе учатся дети разных национальностей, то хотя бы один день в году надо посвятить традициям каждой из них. Знаете, моя семья — многонациональная, у нас столько национальностей, сколько пальцев на руке. И это очень здорово! Негатив, антагонизм возникают от незнания! Поэтому воспитывать толерантность надо с детского сада — рассказывать, что мы разные и что нас это объединяет! Только делать это надо с помощью новых технологий. Обладать суммой знаний мало. Человеку необходим нравственный мир — в противном случае он не принесет большой пользы, да и сам себя обеднит.