Можайский кремль в критическом расстоянии

Пока идут споры, кто должен спасать подмосковную жемчужину, она может провалиться в преисподнюю

В апреле со склона холма Можайского кремля сошел оползень. В нескольких метрах от жилых домов обрушилось более 500 м3 земли. На данный момент под угрозой разрушения Ново-Никольский собор, памятник федерального значения.

Пока идут споры, кто должен спасать подмосковную жемчужину, она может провалиться в преисподнюю

тестовый баннер под заглавное изображение

В конце апреля на расширенном совещании в Министерстве культуры области собрались все заинтересованные и «потенциально» ответственные за собор и гору лица. Потенциально, поскольку так и осталось неизвестным, к чьим полномочиям относятся его охрана и сохранение. И неизвестно до сих пор.

Сразу после оползня весть об огромной яме 30х40м облетела центральные телеканалы. Землей засыпало два гаража по Бородинской улице, огибающей высокий холм. От края оползня до Никольского собора — 7 метров — критическое расстояние. Если сойдет еще один оползень, старинная часовня под горой, входящая в ансамбль памятника, будет засыпана тоже — в один голос утверждают эксперты. Уже сегодня заметно, что линия отрыва нового оползня опустилась почти на метр.

— Уже десять лет известно, что оползень сойдет именно из-под собора: гору не раз исcледовали, — объяснил Мэлс Декханов, председатель Можайского общества краеведов.

В 2002 году Сергей Несмеянов, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института геоэкологии РАН, провел оценку инженерно-геологических условий территорий Никольской горы. Гору и Ново-Никольский собор исследовали специалисты от ИГЭ РАН по заказу Бородинского музея-заповедника. Тогда был составлен отчет — результат работы геологов, биологов, историков, архитекторов — и разработан комплекс охранных мероприятий.

Ситуации можно было избежать — уверены краеведы. Ведь из отчета давно известно, что склоны нужно укреплять, проводить мониторинг гидрологического режима, не осуществлять вибрационного воздействия на поверхность горы, запретить «подрезку» склонов у основания. Но обстоятельства сложились иначе.

Из названных экспертов Сергей Несмеянов оказался в отпуске, а Игорь Кондратьев, историк, археолог, автор книги «История Можайского кремля», участник раскопок у Никольского собора, сразу же после схода оползня побывал на месте:

— Образование холма, где стоял кремль, — результат движения ледника. А холм по своему происхождению изначально оползневый.

— То есть оползень был ожидаем?

— В целом да. Ведь со временем на холм накладывались культурные слои, которые сегодня составляют от 2 до 10 метров. Часть фундамента является фундаментом старых белокаменных ворот, через которые въезжали в крепость, часть — фундаментом церквей, стоявших здесь до Никольского собора. В 1809 году был построен Никольский. Он стал существенно шире этих построек, поэтому приделами и колокольней опирается на влажный культурный слой от 7 до 9 метров.

— Получается строители «не дошли» до материка?

— Именно так, раскопки 2006 года это подтвердили. Основания поздних кладок не стоят на материке — они «висят» во влажном слое. Теперь эти фундаменты оказались в 7 метрах от края оползня. Движением вскрыты горизонты обводненного культурного слоя, который начинает быстро терять влагу. Как следствие, слои станут окисляться, выгнивать, что приведет к потере несущих консолидирующих свойств.

— Чем это опасно для собора?

— Я думаю, будет происходить осадка фундаментов собора, причем неравномерная. Мощность культурного слоя усиливается с востока на запад и с севера на юг в сторону склонов, а сейчас он высыхает и теряет несущую способность.

— Как это можно исправить?

— Стандартные меры не подойдут: при классических противооползневых мероприятиях, как правило, верхние участки склонов освобождают от воды для снятия нагрузки с тела оползня и просушивания плоскости его скольжения. В нашем случае это просто опасно для устойчивости фундаментов.

Игорь Кондратьев также указал на то, что в заключении комиссии не сказано ничего о важной особенности памятника — единстве собора и холма, в большей степени насыпного.

О том, что стандартные меры не годятся, сказал и Сергей Шаров-Делоне, архитектор-реставратор, соавтор работ по архитектуре Никольского собора 2005–2007-го. Он тоже считает, что бездействовать нельзя:

— Опасность, что оползень отразится на соборе, безусловно, есть. Доступ воздуха к обнажившимся слоям, вероятно, приведет к их обезвоживанию. Вода, скреплявшая слои, высохнет, и тогда собор осядет.

— Есть ли конкретные меры, которые могут предотвратить разрушение собора?

Мы пытаемся это понять. Надо оценить особенности строения горы и провести очень точные расчеты. Гора слишком сложно устроена. Например, я против того, чтобы «лечить гору» песком. Было бы оправданно применить тяжелый суглинок, установить деревянные сваи, чтобы сохранить влагу. Причем мы ограничены в сроках. Если в течение лета обводненные слои, на которых установлен фундамент, высохнут, восстановить нормальную среду будет невозможно — площадка вокруг собора заасфальтирована, естественное проникание воды в почвы невелико.

И эксперты, и Можайское объединение краеведов давно приступили к работе. Но они неизбежно сталкиваются с нерешенными вопросами: кому принадлежит собор, кто за него отвечает, будут ли выделены деньги на его спасение?

Вот так выглядит оползень при ближайшем рассмотрении.

Я не я и гора не моя

У чиновников свой взгляд на проблему.

Укреплять собор за счет городского бюджета никто не будет, так как это противозаконно, так объяснил проблему Игорь Сунгуров, мэр Можайска. «Если я направлю на ремонт средства города, то по закону получится, что бюджет расходуется нецелесообразно. Поверьте, памятник мне очень дорог. Сейчас этим вопросом занимаются».

С вопросами о том, кто все-таки ответственен за собор и собирается его финансировать, редакция обратилась в Министерство культуры России и области.

В пресс-центре Министерства культуры РФ нам подготовили следующую справку:

«Согласно статье 9.1 полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ново-Никольский собор (г. Можайск Московской области) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения постановлением Совета министров СССР от 30 августа 1960 г. № 1327 и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В соответствии с вышеуказанными нормами полномочия по государственной охране данного объекта осуществляет министерство культуры Московской области».

Казалось бы, ясно, где искать ответственных. Но не тут-то было.

Ольга Васильевна Гаева, заведующая отделом организации работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия министерства культуры Московской области подтвердила, что специалисты из министерства выезжали на место, а также добавила, что подмосковному «министерству полномочия по охране передали, а по сохранению нет». В целом наш короткий разговор свелся к озвученному несколько раз тезису, что комиссии созданы, писем много, а вопрос, естественно, решается.

Одна из существенных проблем сейчас та, которую принято называть в народе «у семи нянек дитя без глазу», — пожаловался краевед. — Посмотрите, какие ведомства причастны: Министерство культуры РФ, министерство культуры Московской области, Росимущество, Росреестр, приход Никольского собора РПЦ, Минрегион. Неудивительно будет, если в процессе решения появится еще какое-то ведомство, к примеру МЧС.

От зам. министра культуры правительства Московской области Светланы Анохиной краеведам стало известно, что Министерством культуры РФ главе Можайского муниципального района направлен запрос о состоянии аварийности территории ансамбля Можайского кремля, и ответ не получен.

— Предвижу, как продолжится эта переписка министерства уже с администрацией города, в результате которой через год все мы будем знать, кому принадлежит гора и собор и в каком они находятся состоянии, — прокомментировал Мэлс Дехканов. — Но вот сохранять уже будет нечего. Начнем с того, что в Можайске нет специалистов такого уровня, нужна качественная экспертиза. Районная администрация в установленные законом сроки сумела лишь сообщить, что Никольская гора находится на территории городского поселения Можайск, а не Можайского района, и тем самым продолжить процесс «бумажного футбола».

Кроме того, на днях краеведам пришло еще одно письмо из Минкультуры России. На вопрос о ситуации с собором директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры РФ В.А.Мурадян ответил, что по Ново-Никольскому собору отсутствует необходимая научно-проектная документация, без которой «сохранение» собора невозможно. Поэтому в ближайшее время — обещано в письме — она будет составлена. Что касается полномочий по сохранению, то «государственную охрану объектов Можайского кремля осуществляет минкультуры Московской области».

Отчаявшись добиться четкого ответа на вопросы, кому принадлежит памятник, каковы его границы и, самое главное, когда наконец начнутся работы по укреплению склона, краеведы организовали мероприятие по сбору мусора у речки Можайки, огибающей холм.

Мы не теряем надежды, что комиссии посетят Можайский кремль, а затем пришлют специалистов для исследований, предваряющих противоаварийные работы. А пока, чтобы не сидеть сложа руки, решили очистить берега Можайки в районе Никольской горы и еще раз привлечь к нему внимание общества и власти.

■ ■ ■

У собора безмолвно, как и всегда. Он так же гордо пронзает туманный воздух и тянется к облакам. Все стопки бумаг кажутся ненужными и лишними. Зачем? Здесь никому ничего не нужно доказывать. Чей это памятник, кому он принадлежит — не нужно сверять никаких строк в Росреестре. Очень просто: он — всех. Чтобы полюбить Николку всем сердцем и захотеть его спасти, достаточно побывать здесь. Тогда круг замкнется и все станет на места. Лишним будет писать, что общественникам нужны не зарплата или признание, а только неравнодушие.

МЕЖДУ ТЕМ

Пока готовился материал, в редакцию поступила информация о том, что у собора с разрешения минкультуры Московской области начали проводиться некие работы. Их проводит Минкультуры РФ, которое и выделило деньги на предпроектные изыскательские работы по укреплению склона. Работы ведут специалисты отдела проектирования ООО «Инженерная геология исторических территорий» (ИГИТ). По словам инженера отдела изысканий Федора Буфеева, специалисты уже пробурили несколько скважин у фундамента собора и у подошвы горы, взяли на пробу грунты для лабораторного исследования, собираются заложить несколько шурфов у основания собора для инженерно-геологического обследования его состояния.

Работы ИГИТ ведутся также под наблюдением Института археологии РАН (под контролем научного сотрудника Института археологии РАН).

Лед тронулся?

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Вскоре после оползня состояние памятника было исследовано специальной комиссией из администрации и министерства культуры области. Комиссия постановила, что «требуется устройство контрбанкета на протяжении всего потенциально опасного участка склона. Контрбанкет устраивается путем отсыпки песком снизу вверх с послойным уплотнением грунтов».

Краеведы отозвались об экспертизе как о некомпетентной:

— Все это поверхностно и слишком стандартно. Сейчас требуются не просто квалифицированные специалисты, а те, кто знаком со сложностью устройства Никольской горы. В комиссию не были приглашены ни археолог Игорь Кондратьев, ни геолог Сергей Несмеянов, ни архитектор Сергей Шаров-Делоне и многие другие — ни один эксперт, ранее занимавшийся Ново-Никольским собором.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру