— На просторах Интернета о вас гуляет информация, что вы, будучи главой комитета по ценам и тарифам Татарстана, за три года «не справились с «очень сложным участком работы» и наделали много ошибок». И, как следствие, в 2011 году ушли в отставку...
— Когда я возглавила в 2008 году госкомитет Татарстана по тарифам, мою работу как регулятора сравнили с состоянием между молотом и наковальней. Это непросто — сбалансировать интересы двух сторон. Тариф должен быть, с одной стороны, таким, чтобы предприятия работали, а с другой — чтобы население имело возможность оплачивать услуги по этим тарифам. Но я уверена в одном: если регулятором недовольны все, значит, он работает хорошо. Когда тарифом недовольны все, значит, он отрегулирован правильно. Если кто-то хвалит, значит, регулятор занял чью-то сторону. Поэтому критику в мой адрес расцениваю как признак эффективности. Считаю, что за три года в Татарстане мы выстроили четкую систему тарифного регулирования, навели порядок со всеми балансами.
— Сегодня ваше поле деятельности — Московская область. Это сложный для вас участок?
Он, наверное, сложен тем, что в Московской области сейчас непростой период — работает новая команда, пока еще утверждаются новые законы. Но я ведь не первый год тружусь регулятором, а в правительство Подмосковья пришла еще с Сергеем Шойгу. Пред тем как взять меня на работу, он сделал 2 звонка — президенту Татарстана и руководителю ФСТ Сергею Новикову — и получил на меня характеристики. Рекомендации этих людей считаю высшей своей оценкой и одновременно тяжелым грузом ответственности. Доверие нужно оправдывать.
— Почему тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут, а качество услуг не улучшается?
— На рост тарифов в первую очередь влияют цена на газ, инфляция. Предприятиям ЖКХ нужно обновлять оборудование, хотя это не всегда приводит к повальному повышению цен. Жители одной улицы, к примеру, могут платить за отопление по разным тарифам, потому что одна котельная новая, а другая — в ветхом состоянии, ее нужно постоянно ремонтировать. У старой котельной иная экономика. Большие теплопотери и низкая эффективность ветхого оборудования приводят к большим счетам в платежках. Если ее модернизировать, затраты на обслуживание сократятся, а значит, и жители будут платить за отопление значительно меньше. Вопрос в том, как привлечь для модернизации инвестора.
В Подмосковье изношенность систем водоотведения и теплоснабжения порядка 50%, срок эксплуатации многих сооружений вообще давно истек, а они еще как-то функционируют. Живой пример — ситуация с изношенным коллектором в Оболенске, где прилегающий лесной массив утопал в нечистотах. О каком качестве услуг здесь можно говорить?! От состояния инфраструктуры напрямую зависит количество денег, которое граждане платят за отопление.
— В Оболенске более 5 тысяч человек населения ежемесячно платили в течение 10 лет за водоотведение (на тот момент трубы уже были изношены). В итоге получилась приличная сумма. Куда исчезли эти деньги, ведь система вообще не ремонтировалась? Ни один районный чиновник за это до сих пор не наказан. Можно ли сегодня оперативно выявлять подобные ситуации и призывать виновных к ответу?
— Этот вопрос, к сожалению, законодателями не урегулирован. Если тарифы на газоснабжение и электроэнергию едины для всех жителей, то стоимость получения услуг водоснабжения, водоотведения и тепловой энергии в платежных документах разная. Она зависит от того, какую ценовую политику проводит конкретное ЖК-предприятие. Когда проходят сделки с крупными организациями, которые подпадают под закон 147 (о естественных монополиях), то ФАС это регулирует. Но в законе не прописано о локальных монополиях. И получается, что за нормативы отвечает министерство строительства и ЖКХ, за тарифы — комитет по тарифам, а за сделки мелких организаций — никто.
Согласно 131-му ФЗ, муниципальные органы власти несут ответственность за газо-, электро-, водо- и теплоснабжение, а также водоотведение. Но на практике, как только дело доходит до какой-то ответственности, эти самые муниципальные органы стараются от нее уйти. Сегодня мы можем принять меры только в отношении организации, то есть в примере с Оболенском, только к МУП «ЖКХ». Буквально недавно были внесены изменения в основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Теперь будут вводиться штрафные санкции за некачественное предоставление гражданам коммунальных услуг, например применяться понижающие коэффициенты.
— Вы говорили, что тариф — баланс интересов производителя услуг и потребителя и нельзя склоняться в чью-либо строну. Почему же весной этого года вы встали на сторону жителей Долгопрудного?
— МУП Долгопрудного хотело поднять тарифы на горячую воду почти в полтора раза (с 88,8 руб. до 125,75 руб. за м3). Они требовали ФСТ обязать нас это сделать, потому что были недовольны нашим решением: якобы мы им мало подняли тариф. Параллельно в Долгопрудном прошел митинг жителей против повышения цен на коммуналку. По этой проблеме мы провели не одно рабочее совещание, приглашали администрацию и пришли к соглашению, что население города будет платить в тех пределах, которые обозначил президент. При этом администрация напишет жалобу на МУП «Инженерные сети», чтобы мы провели проверку.
Вообще за 2013 год мы сэкономили расходы жителей Московской области на услуги ЖКХ на 10 миллиардов рублей.
— Поясните, пожалуйста.
— Организации ЖКХ подают нам заявки на установление тарифов с приложенным обоснованием. Далее мы тщательно все материалы анализируем. Объем материалов по каждой организации, как правило, несколько томов. Наша задача — проверить соответствие и выявить наличие необоснованных экономических затрат (если есть). Эти затраты мы, естественно, исключаем. А предприятия пишут на нас жалобы, что мы отобрали у них деньги. Ведь эти 10 млрд в общей сумме были исключены из их тарифа.
К примеру, организации подали нам заявку, что хотят 2,5 тыс. рублей за гигакалорию (Гкал), а мы рассчитали и пришли к выводу, что 2 тыс. рублей за Гкал им вполне достаточно. То есть с каждой Гкал мы сэкономили 500 рублей для граждан в конкретных муниципальных образованиях. В итоге получаются миллиарды, которые хотели получить с населения, но мы не позволили.
— Были случаи, когда кто-то из руководства предприятий пытался с вами договориться полюбовно и обратить внимание, например, на конкретную папочку с заявкой?
— Были такие случаи. Звонит мне как-то один товарищ (фамилии называть не буду) и говорит — мол, я из очень высокого ведомства, почему вы не утвердили заявку конкретной организации. Это был федеральный чиновник, отец которого руководил предприятием коммунального комплекса — у них и фамилии совпадали. Я попросила принести мне эту заветную папочку и выяснила, что на директора данной организации, то есть на отца чиновника, была жалоба по имущественному комплексу, поэтому и не утвердили заявку. Проинформировала служебной запиской зам. председателя правительства о том, что на меня оказывается давление. А вторым моим шагом был звонок непосредственному руководству этого чиновника. К нему пообещали принять меры. Вот такая была папочка.
— Теперь самый главный вопрос — о сельском тарифе для садоводов. В мае текущего года вы подписали новое распоряжение, которое недавно появилось на сайте комитета по тарифам, а значит, вступило в силу. В чем его суть?
— Речь идет о распоряжении №45-Р от 08.05.2013 г. о внесении изменений в примечание к тарифам на электроэнергию на 2013 г. для населения Московской области. Если в первоначальном варианте примечаний (к распоряжению комитета №30-Р от 14.12.2012) на садоводческие товарищества понижающий коэффициент 0,7 ни в каком виде не распространялся, то сейчас это вполне возможно. Мы устранили дискриминацию садоводов, чтобы дело не доходило до судов. В постановлении Правительства РФ №1444, откуда этот коэффициент 0,7 и возник, прописано, что он применяется в отношении городского населения с электроплитами и населения, проживающего в сельской местности. К этой категории населения теперь мы отнесли и членов СНТ.
Сельский тариф получат садоводы, потребляющие электроэнергию в жилых домах, расположенных в сельской местности. Если член СНТ проживает на территории садоводческого товарищества (оно должно быть расположено в сельской местности) в жилом доме, то при оплате за электроэнергию к нему будет применен коэффициент 0,7. Для этого необязательно заключать индивидуальный договор энергоснабжения.
— Вы представляете реакцию садоводов?! Оформить свое жилье в СНТ как «жилой дом» для большинства неразрешимая проблема.
— Я так не думаю. Садоводы не должны на нас обижаться, ведь мы пошли им навстречу. Хотите получать сельский тариф — регистрируйте свои жилые дома, платите налоги. Председатель СНТ «Урожайное» Александр Лисин приводил мне доводы, что в 50 регионах страны уже действуют сельские тарифы для представителей садоводческих объединений. Почему не сделать то же самое в Московской области без оговорок? В городе Москве, как известно, нет сельского населения. Но, как правило, основная масса подмосковных дачников — москвичи. Когда они выезжают в область, то уже получают тариф ниже, чем в Москве. Мы же в первую очередь должны отстаивать интересы жителей Московской области. Во время объездов СНТ часто видишь, какие там «коттеджики» многоэтажные стоят. На территории СНТ встречается немало и таких предприимчивых людей, которые промышленные теплицы устанавливают на участках. Где-то группа китайцев вкалывает. Люди и бассейн на участке подогревают, и снег растапливают, и теплица у них круглый год функционирует. А это уже не бытовое потребление электричества. Поэтому при регистрации жилого дома такие дачники хотя и получат сельский тариф на электричество, но и область получит все положенные налоги — имущественные, земельные и т.д.
— Однако тогда получается, что и пенсионеры, живущие в СНТ в летних хибарах, которые не то что оформить, а просто жилыми домами даже назвать нельзя, вынуждены платить по городскому тарифу?
— Не готова сразу ответить на этот вопрос. Надо анализировать практику правоприменения — посмотрим, как распоряжение будет работать на местах. Конечно, мы не застрахованы от ошибок. У нас есть парадоксы и в федеральном законодательстве, когда один закон противоречит другому.
Сейчас МЭС трудится над регламентом, который вывесит на своем сайте. Для граждан этот вопрос нужно разъяснить. Мы хотим, чтобы процесс применения сельского тарифа проходил в конкретные сроки в режиме «одного окна». Комитет берет ситуацию на контроль.
— А если с МЭС у СНТ заключен общий договор, каким образом садоводы будут рассчитываться за электричество: одни — по сельскому тарифу, другие — по городскому? Как председатель СНТ будет отслеживать ситуацию, если расчет с МЭС происходит по общему счетчику?
— Это не важно, какой договор заключен с МЭС — индивидуальный или общий. Ведь в любом случае каждый садовод обеспечивает у себя учет электроэнергии. В договоре с МЭС садоводческое товарищество может указать те приборы учета, по которым расчеты будут проводиться с К=0,7. Далее объем потребления конкретного жилого дома вычитается из общего потребленного товариществом объема. Этот момент можно прописать и в допсоглашении.
— В апрельском проекте распоряжения №45-Р не было слов «проживающих в жилых домах», и активистов садоводческого движения он в целом устраивал. С какой целью были добавлены эти несколько слов?
— Это был лишь проект. С документом работало много специалистов. И с представителями СНТ мы беседовали не раз. Нужно было увязать жилищное законодательство, закон о садоводческих объединениях, учесть аргументы МЭС и т.п. Проблема затрагивает отношения гражданско-правового характера. Мы должны были принять решение, которое бы соблюло некий баланс. Для наглядности пример: допустим, условно себестоимость 1 кВт —1 рубль. Мы делаем для сельского населения тариф 70 копеек, значит, городское будет платить 1 руб. 30 коп. Мы не можем эту разницу повесить на сбытовую или сетевую организацию. В этом суть перекрестного субсидирования. Вообще тарифы для всего населения экономически не обоснованы. Это не рыночные тарифы, в них и так заложены субсидии.
— Но распоряжение №45-Р нарушает ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Жители Подмосковья и садоводы Подмосковья — это люди, имеющие равные права в области электроэнергетики.
— Мы соблюдаем Конституцию, потому что действуем, руководствуясь Постановлением №1444. Там упоминается «население, проживающее в жилых домах». А в соответствии с жилищным законодательством проживать в нежилых домах нельзя. Чтобы не ущемлять интересы населения, имеющего жилые дома на территории СНТ, мы дали ему возможность приобретать электроэнергию с К=0,7.
На уровне субъекта мы больше ничего изменить не можем. По Конституции (ст. 71) регулирование тарифов — федеральные полномочия. Мы много раз обращались к федералам для внесения изменений в Постановление №1444, но безрезультатно. Кому-то этот документ удобен. Даже губернатор Московской области не может своим решением законодательно применить ко всем садоводам поголовно сельский тариф. Это будет превышением полномочий. Принятие такого решения — федеральный уровень.
— В таком случае ваше распоряжение №45 противоречит официальному Разъяснению ФСТ РФ в адрес Минэнерго РФ №ЕП-10559/12 от 21.12.2011г. и комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 09.06.2010 г. за №ЕП-4976/13, где указано, что на применение К=0,7 влияет ТОЛЬКО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ земельного участка или строения, на которые по договору энергоснабжения подается электроэнергия.
— В данном случае нужно конкретно смотреть запрос и ответ. Глава СНТ «Урожайное» Лисин мне показывал эти документы, но есть и совершенно другие письма. Мы данную ситуацию уже рассматривали со ссылками на все постановления Правительства РФ и приказы ФСТ. Принимая решения, мы должны руководствоваться утвержденными методиками, нормативно-правовыми документами, а не ответами на отдельные запросы.
— Как изменятся тарифы в Подмосковье на услуги ЖКХ во втором полугодии?
— Тариф на газоснабжение вырастет на 15% (его среднее значение для населения составит 4,45 руб./м3), на холодную воду и водоотведение — на 6,3%. Тариф на электроснабжение поднимется на 12%, а для городского населения региона он составит 4 рубля 1 копейку. Это на 49 копеек ниже, чем в Москве.
У нас в комитете по ценам и тарифам работает 60 человек. Когда идет осеннее тарифное регулирование, кому-то приходится и до 2 часов ночи задерживаться — дела привозят грузовиками. Если бы мы плохо работали, то утверждали бы завышенные тарифы — и люди переплачивали бы.
— Трудно ли удерживать тарифы на коммуналку на одном уровне в течение полугода, чтобы не превысить предельный индекс роста для региона?
— Это наша работа. Когда доверяют конкретное дело, для меня главное — получить качественный результат. Это моя основная мотивация в работе. Женщине во власти работать сложнее, чем мужчине. И я благодарна своей семье, особенно любимому супругу, за поддержку.
— Можно ли озвучить вашу зарплату?
— Никакого секрета нет. Моя зарплата соответствует ставке специалиста 2-го разряда (утверждено постановлением правительства МО) с коэффициентом 6,8, то есть 7,5 тысячи рублей умножить на 6,8. Причем я могу выписать премию всем своим сотрудникам, но себе — нет.