— Глеб Валериевич, в каком состоянии находится подмосковная промышленность? Она скорее жива или мертва?
— Можно сказать, что она — основа экономики региона. Вот некоторые цифры: объем отгруженной продукции по предприятиям области в 2012 году составил 1,8 трлн рублей. Из них обрабатывающие производства — 1,3 трлн, остальное — машиностроение. В обрабатывающих производствах занято 340 тыс. человек, в машиностроении — 115 тыс., в металлургии — почти 35 тыс. человек.
— В доперестроечные времена любили говорить о флагманах подмосковной индустрии. Боюсь даже спрашивать…
— И напрасно. Металлургический завод «Электросталь» — он производит высокопрочные марки стали для ответственных конструкций. Там полным ходом идет модернизация оборудования, закупаются новые прокатные станы. Машиностроительный завод в этом же городе, работающий в системе «Росатома», тоже основательно обновляет фонды, средняя зарплата составляет под 60 тыс. рублей в месяц.
Список этот можно продолжать и продолжать.
Не секрет, что существенная доля российского вооружения производится на территории Подмосковья. В последний год появилась перспектива значительного роста оборонных заказов. Предприятия ОПК имеют возможность верстать планы по расширению производства на 5—10, а то и 15 лет вперед. Как правило, инновационные разработки у нас проходят полный цикл — от чертежа до серийного производства. Тут и экспериментальные образцы, и испытания, и уже заводской конвейер. Легендарный корабельный «МиГ-29» собирается в Луховицах.
Это наши звезды или, как вы говорите, флагманы. Их в регионе десятки, они «светят» всей стране.
— Заводы в Электростали, «МиГ» создавались еще в советское время. А что-нибудь новенькое сегодня создается? Или сидим на старом багаже?
— Здесь я опять не могу с вами согласиться. Несмотря на кажущийся застой в промышленности, наша индустрия достаточно активно перевооружается. Просто об этом не очень охотно рассказывают в СМИ.
Несколько примеров. В регионе будет построен завод по производству тяжелых спутников, которые будут летать на дальних орбитах. Через три года предприятие вступит в эксплуатацию. Это колоссальный по объемам инвестиций и по важности проект. В каком районе он появится — не скажу: тайна. (Смеется.)
На базе Раменского приборостроительного и конструкторского бюро формируется исследовательский и производственный центр, где будут сконцентрированы ресурсы по выпуску авионики — приборов для всех типов самолетов. Это целый кластер, программа рассчитана до 2019 г.
Сюда можно добавить строительство современного производства по выпуску электроприборов в Домодедове — завод запускает известная немецкая частная компания. В Люберцах уже скоро вступит в строй завод по выпуску трансформаторов нового, что называется, поколения.
Каширский вагоноремонтный завод — туда вложено инвестиций на 2 млрд рублей, создано 600 рабочих мест. Уникальное производство! Старый, обшарпанный вагон по рельсам въезжает в одни ворота, а из других выходит с обновленными колесами, можно сказать, «с иголочки».
В Рузском районе на уровне мировых стандартов производится бытовая электроника, в том числе и для стран СНГ. Заказы и объемы растут как на дрожжах, скоро начнет строиться вторая очередь, дополнительно появится еще около 200 рабочих мест.
В Коломне совместно с немцами будут выпускать новые дизельные двигатели для железнодорожных локомотивов и морских судов. Такое соглашение подписали на экономическом форуме в Петербурге. Там ожидаются инвестиции — примерно 4 млрд рублей.
Вот динамика, которую приобретают областные предприятия ОПК и обычного ширпотреба.
Что для нас важно? Обеспечивается большая занятость населения, каждое из предприятий планирует «расшириться» на сотни человек. Замечу: высокооплачиваемых и высокопрофессиональных.
— Где же вы их найдете? Сегодня в остром дефиците — токари и сварщики. А вы говорите про тяжелые спутники…
— Вопрос серьезный, согласен, областное правительство его постоянно обсуждает с руководством предприятий. Тем не менее по сравнению с другими регионами страны Московская область имеет в этом плане огромные преимущества…
— О чем вы?
— 60% российских наукоградов находятся в Подмосковье, инвесторы этим активно пользуются. 86 тыс. человек у нас занимаются наукой; мы — уникальная территория, где можно и нужно создавать современные производства.
Скажем, где найти специалистов в области биотехнологий? Будете разъезжать по всей Руси великой — и не найдете. А у нас наукограды Пущино, Черноголовка. Ядерные, нанотехнологии — Дубна, авионика и авиастроение — Жуковский, электроника — Фрязино…
Проблемы, повторяю, есть, но в Подмосковье можно найти профессионалов по любому профилю. К счастью, кадры еще сохранились.
— Все, что вы сообщаете, это, конечно, и современно, и конкурентоспособно, и технологично. Но в моей Балашихе предприятие-монополист стоит. Я имею в виду «Криогенмаш». Думаю, в каждом районе Подмосковья найдутся такие крупные заводы-банкроты, где трудились тысячи человек. Какова их судьба? В Балашихе на месте «Криогенмаша» городские власти намеревались даже построить жилой комплекс — хорошо, Андрей Воробьев их вовремя остановил…
— Такие вопросы отныне будут строго отслеживаться правительством области. Градостроительный совет под руководством Андрея Юрьевича не утверждает ни одного Генплана развития города или района, если там не предусмотрены территории для развития производств, места приложения труда.
Территории под развитие производства во всех подмосковных городах и весях должны быть и будут! Это даже не обсуждается.
Другое дело — как подходить к проблеме. Понятно стремление некоторых местных властей поставить крупный завод на несколько тысяч человек — и голова о занятости населения, заработной плате болеть не будет. Однако экономика состоит и из мелкого, среднего бизнеса: они — ее кровеносные сосуды. В Германии одно крупное предприятие обслуживают десятки мелких, по 20—30 человек. Они легче перестраиваются, более мобильны, способны выживать в условиях кризиса.
И нам следует применять этот опыт, «кучковать» такие центры! «Первые ласточки» уже прилетели: места крупных иностранных инвесторов в регионе медленно, но уверенно занимают мелкие. Так, в Ступине один итальянский бизнесмен строит комплекс на 16 тыс. квадратных метров для мелких предпринимателей. Каждой фирме там будут выделяться площадки-офисы по 200—300 квадратных метров: твори, выдумывай, пробуй!
Организация такого бизнеса требует от властей более тонкой, «ручной» работы, создания особой системы делового климата. Но и окупаться будет сторицей.
— На экономическом форуме в Петербурге врио губернатора заявил, что 1,5 млн жителей Подмосковья на работу ездит в Москву. Как вы планируете «возвращать» их обратно?
— Только в нынешнем году мы открываем 17 крупных предприятий. Эти темпы сбавлять не собираемся. Более того, ежегодно будут вступать в строй не менее 20 производств разного профиля.
— Россия вступила в ВТО — отечественный производитель теперь открыт всему миру. Сможем конкурировать с западными компаниями?
— Пока большая часть наших предприятий работает на внутренний рынок. Хотя в Дубне запущены инновационные предприятия, ориентированные на экспорт. В Пущине скоро начнет строиться завод по производству инсулина — он будет делать поставки, в том числе и за рубеж. Еще есть Руза с бытовой электроникой, автопокрышки в Орехове-Зуеве…
Президент страны поставил задачу увеличивать долю экспортно ориентированных предприятий с высокой долей добавочной стоимости. На уровне федерации сейчас разрабатывают механизм поддержки таких производств.
Здесь нужна федеральная программа — для экспортера важны сроки возврата НДС, чтобы максимально быстро получать обратно свои налоги. Если федеральная «дорожная карта» будет успешно реализована, это поможет и подмосковным предприятиям в борьбе за внешний рынок.
— Развитие промышленности, инвестиции в экономику — все это звенья одной цепи. Тенденции в росте инвестиций просматриваются?
— По сравнению с 2012 г. мы ожидаем их увеличения не менее чем на 20%. Планы у нас наполеоновские — в ближайшие годы выйти в регионы-лидеры. Это амбициозная задача.
У нас есть все предпосылки к этому. В Подмосковье нет нефти и газа — этой самой «иглы», которая качала бы прибыль. Однако у нас очень диверсифицированная экономика, трудные экономические этапы мы способны проходить с меньшими потерями. Правда, и создавать такую экономику намного сложнее.
— Что бы вы пожелали подмосковным машиностроителям и их партнерам из смежных отраслей в День промышленности?
— Я человек прагматичный, занимаюсь инвестициями. Хотел бы пожелать директорам и инвесторам больших доходов — это важно, кстати, и для подмосковного бюджета. А работникам — высоких зарплат и радости от своей работы.