— В своем обращении к жителям Подмосковья врио губернатора Андрей Воробьев подсчитал, что, если расселять бараки теми темпами, которые существовали до сих пор, потребуется еще 10 лет. За это время сколько может случиться таких аварий, как в Красноармейске?
— В этом же обращении Андрей Юрьевич сказал, что мы не можем заставлять людей так долго ждать. Поэтому сейчас правительство Московской области разрабатывает новую региональную программу расселения аварийного жилья, на реализацию которой потребуется всего три года.
— А это реально? Ведь даже планы прошлого года вы до сих пор доделываете.
— До конца 2013 года мы переселим, как и было запланировано, 4700 человек. Около 1000 очередников действительно перешли с прошлого года, но это разрешено законом. У нас дома в принципе уже готовы, надо только провести благоустройство территорий. Все дома строили осенью, сдавали зимой. Сейчас снег растает, и мы наведем порядок во дворах, разобьем газоны, обустроим детские и спортивные площадки.
— А из-за чего все-таки произошло отставание от графика?
— Хочу напомнить, мы пришли в область меньше года назад, в этот момент программа расселения аварийного фонда была приостановлена (областной комитет по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью был создан после назначения на пост губернатора Подмосковья Сергея Шойгу в июне 2012 г. — Прим. авт.). Тогда ничего не строилось, деньги были заблокированы федеральным фондом реформирования ЖКХ в связи с огромными нарушениями, которые были обнаружены в Московской области. В результате — федеральный фонд прекратил финансирование областной программы, и даже была опасность, что деньги отзовут назад, а это огромная сумма — 2,63 млрд рублей. Наша команда за считаные месяцы исправили все ошибки, устранили недостачу, и с конца августа 2012 года финансирование возобновилось. Поэтому все дома строились осенью. Но весной мы уже людей будем переселять.
— Получается, программу 2012 года вы сейчас доделываете…
— В 2012 году введено в эксплуатацию 67 новых домов, 107 ветхих — расселено. Почти 2200 человек получили новое жилье, 570 сейчас оформляют документы. Но в четырех муниципальных образованиях есть серьезное отставание от графика работ — в Волоколамске, Богородском, Лаговском, Зарайске. Причины две: либо местная администрация не проявляет заинтересованности, либо застройщики подводят. К примеру, взять Богородское, там 7 домов построили, готовы сдавать 5, два не успевают — это серьезное нарушение. В Зарайске замглавы практически живет на стройплощадке, там вся проблема в застройщике. А вот в Дмитрове уже целый микрорайон построили для переселенцев из ветхого жилья — 11 домов! Мы помогаем тем муниципалитетам, которые в этом нуждаются, воспитываем застройщиков. Дома уже подведены под крышу, там сейчас вставляются окна. Думаю, что в апреле мы их введем в эксплуатацию, месяц уйдет на получение ордеров. Так что к отчетному периоду мы отставание, которое есть сейчас, исправим.
— Значит, программа 2013 года не должна задержаться?
— Если мы это допустим, то грош нам цена, значит, плохо работаем.
— Сколько вы планируете переселить людей в 2013 году?
— В течение трех лет, с 2013 по 2015 годы, мы планируем переселить 14 854 человека. Таким образом, все дома, которые признаны аварийными до 2012 года, будут расселены.
— Вы недавно сказали, что нужно создавать фонд аварийного жилья (маневренного), чтобы было куда экстренно расселять людей, если вдруг рухнет дом, как недавно случилось в Красноармейске. Это планы на далекую перспективу или уже сейчас что-то делается?
— Про то, что нужно создавать фонд, говорил не я, а врио губернатора области Андрей Воробьев. Это программа на среднесрочную перспективу. Мы собираемся создать такой фонд в течение трех лет.
— А как сейчас решается вопрос? Например, куда переселили жильцов злополучного дома из Красноармейска?
— После обрушения 15 семей несколько дней жили в пионерлагере, остальные у друзей, соседей. После того как в доме восстановили стену, все жители вернулись в дом. После обрушения была проведена экспертиза дома, он признан аварийным. Хотя в сентябре администрация городского поселения прислала нам письмо о том, что в Красноармейске вообще нет аварийного жилья. Это вообще детективная история, сейчас там новый глава, нужно дать ему возможность разобраться в этой ситуации.
— Наверно, разница между официальной статистикой по аварийному и ветхому жилью и реальным количеством таких домов значительная?
— Реально аварийных домов в области, конечно, гораздо больше, чем официально зарегистрированных. Еще при Сергее Шойгу мы начали инвентаризацию всего жилого фонда на территории Московской области, и доля аварийного жилья сразу же увеличилась практически в два раза по сравнению с тем, что числилось при прежней администрации области. Сейчас в Московской области числится 1 миллион 960 тысяч кв. м ветхого жилья. Но ветхий фонд в любое время может перейти в аварийный. Если не делать капремонт, то ветхий дом очень быстро станет разрушаться. Любая конструкция здания имеет свойство изнашиваться. А здания, построенные 60—70 лет назад и ни разу не ремонтировавшиеся, имеют износ до 80—90 процентов. Такой дом очень быстро из ветхого становится аварийным.
— Когда вы проводили инвентаризацию жилого фонда, в Красноармейске уже был нынешний глава или прежний?
— Нынешний. После аварии мы начали поднимать все документы по аварийному фонду в Красноармейске, и оказалось, что еще в 1997 году 4 дома были признаны непригодными для проживания, а в 2003 году 40 домов комиссия посчитала ветхим фондом. В течение всего этого времени проводился лишь текущий ремонт. После происшествия на улице Морозова межведомственная комиссия снова начала работу, и в итоге семь домов признаны аварийными. Все они включены в трехлетнюю региональную программу переселения. Для жителей дома на улице Морозова будет построен новый дом, деньги на который будут выделены из резервного фонда области, поскольку межведомственная комиссия признала обрушение чрезвычайной ситуацией, причиной которой стала повышенная влажность и температурные перепады. Сейчас разработан проект дома, сформирован и выделен земельный участок.
— Почему же это не произошло? У муниципалитета нет денег на новое строительство?
— Объяснение, почему не сделано, всегда найдется. Московская область участвует в федеральной программе расселения ветхого и аварийного фонда. Под это выделяются деньги из федерального и областного бюджета, но муниципалитет тоже, конечно, должен проявлять инициативу: обследовать свой жилой фонд, вовремя подавать заявку, готовить документы, участвовать на принципе софинансирования в программе.
— Какое там соотношение — 50 на 50?
— Нет, для Красноармейска эта доля составляет максимум 20%. Мы изменили методику софинансирования программы. Правительство МО реально понимает, что есть богатые муниципальные образования, есть муниципальные образования с огромным дефицитом и минимальной бюджетной обеспеченностью. Учитывая бюджетную обеспеченность, стоимость квадратного метра, инвестиционную привлекательность района, мы сделали дифференцированный коэффициент — сколько должен заплатить муниципалитет за расселение своего ветхого фонда. Получается, чем дальше от МКАДа, тем меньше муниципалитет платит. В конечном итоге у нас муниципалитеты, которые находятся на большом удалении от МКАДа, будут платить только 10%.
— Тем не менее муниципалитеты все равно не спешат принимать участие в этой программе, даже на таких льготных условиях.
— Вопрос не в этом, а в том, что ни в одном из этих списков — ни в числе ветхих строений, ни тем более аварийных — обвалившийся в Красноармейске дом не числился. Возможно, это просто чрезвычайная ситуация.
— А может, это просто халатность местных чиновников? Мало ли жильцов пишут письма во все инстанции, что им на голову потолок падает, а главы отписываются: нет денег, решить ваши проблемы пока не представляется возможным и так далее.
— Может, и так. Но в конкретном случае с домом в Красноармейске решение должна принять комиссия, которая там сейчас работает. Если экспертиза докажет, что стена отвалилась, потому что дом находится в аварийном состоянии, должностные лица ответят в соответствии с законодательством. Если выяснится, что это произошло из-за температурных перепадов, то будем считать это ЧС, изыскивать деньги в областном бюджете и решать, куда переселять людей после сноса дома. Надо дождаться заключения экспертизы.
МЕЖДУ ТЕМ
21 марта введен в эксплуатацию корпус №1 в микрорайоне 2, квартал «Б», поселка Белозерский Воскресенского района. Дому присвоен почтовый адрес: ул. Юбилейная, 3.
Инвестиционный контракт и договор аренды земельного участка между застройщиком и администрацией Воскресенского района были заключены еще в 2002 году. На строительство были привлечены средства 26 граждан. Однако в 2004 году стройка остановилась из-за проблем с финансированием. В 2007 году был найден новый застройщик, который взял на себя обязательства достроить оба корпуса и обеспечить квартирами пострадавших граждан-соинвесторов. Но и здесь дольщикам не повезло. Ввод первого корпуса переносился, а строительство второго даже не началось. «До сих пор не верится, что десять лет ожидания закончились, — вспоминает Ольга Сиволдаева, дольщик первого корпуса. — Я квартиру для мамы покупала, чтобы отселить ее от отца после их развода. Она в возрасте, и я, честно, уже боялась, что мама просто может не дождаться своей квартиры». По словам заместителя руководителя Комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Игоря Коханого, сейчас ведутся экономические расчеты строительства второго корпуса и идут поиски нового, финансово устойчивого застройщика для строительства второго корпуса и обеспечения прав 11 пострадавших дольщиков.
78 пострадавших граждан-соинвесторов получат свои квартиры в доме по адресу: Подольск, Октябрьский проспект, 9б.
История дома тянется с 2003 года. Именно тогда между застройщиком ООО «СК ОТО» и администрацией Подольска был заключен инвестконтракт на строительство 17-этажного дома на 102 квартиры. Планировали построить дом за год. В 2004 году проект был изменен на 14-этажный жилой дом на 76 квартир. В итоге строительство началось только в 2007 году.Строительство шло, но медленно: у застройщика не хватало финансирования, хотя все квартиры в доме были проданы. «Летом прошлого года, когда застройщик планировал дом к вводу, был выявлен ряд нарушений: не было выполнено остекление балконов и лоджий, не установлены счетчики, — говорит заместитель руководителя Комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Игорь Коханый. — В итоге все нарушения застройщиком были устранены, и 25 марта получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию».