— Во всем цивилизованном мире пригороды вокруг больших городов — это наиболее комфортная среда обитания. Почему же у нас-то все наоборот?
— Потому что мы не Европа, к сожалению. Совсем другой уровень жизни и другие критерии комфортности. У нас образование, медицина — бесплатные, поэтому для нас прежде всего важно всех жителей округа обеспечить местами в детских садах, школах, поликлиниках. А на Западе все услуги платные, там идет жесткая конкуренция за каждого школьника или пациента в больнице. Поэтому мы пока что ломаем голову, как бы ликвидировать очереди в детские садики…
— А как так получилось, что в Химках, где за последние годы было построено просто астрономическое количество жилья, образовался такой жесткий дефицит детских садов? Разве застройщики по инвестконтрактам не обязаны строить социальные объекты?
— У прежней администрации городского округа со многими застройщиками были устные договоренности. Но все нужно скреплять договорами, на честное слово верить застройщикам нельзя. Многие социальные объекты, которые нужны городу, возводились по договоренности. Некоторые из них так и остались недостроенными. Если взять большие публичные компании, например, тот же самый ГК «ПИК» — у него прописано в инвестконтракте, сколько соцобъектов он должен городу, и я с него просто не слезу, пока все не получу. Вплоть до того, что ни одного нового разрешения на строительство оставшихся домов они не получат, пока не построят все сады и школы.
— А сколько за ними объектов?
— Прилично — шесть. Я наблюдал 2 месяца, как они работают, выходит плохо, поэтому мы сейчас предложили им другую схему взаимодействия: пусть возвращают земельный участок и перечисляют деньги из расчета миллион за детское место в садике в городской бюджет; мы построим сами — это точно будет быстрее.
— Ну и как они отреагировали?
— Согласны! Они жилье здесь уже построили, им здесь оставаться неинтересно. Но, повторяю, «ПИК» — это публичная компания, с ними можно договариваться. Им небезразличен свой имидж. Если про них на областном или федеральном уровнях несколько раз сказать, что они негодяи, у них все-таки бизнес пострадает. А есть много застройщиков, которые публичными компаниями не являются. У них одна цель — быстро построить, продать квартиры и уйти. И таких фирм у нас в Химках очень много.
— И, конечно, именно такие фирмы-однодневки получали разрешения на точечную застройку в Химках?
— Увы. Самое печальное — сейчас эту социальную инфраструктуру даже некуда втиснуть. Там, где ее можно было разместить, поставили эти точечные объекты.
— И какой из этого выход?
— Будем строить садики и школы за счет городского бюджета.
— А место под садики где возьмете?
— В Новых Химках свободных площадок уже нет, так что придется строить на удалении. Если по нормам положено, чтобы детский садик находился на расстоянии 250 метров от дома, то у нас получится на расстоянии 500 метров. Тут деваться некуда, надо восполнять нормативную потребность, а потом уже думать о качестве. Через 10–15 лет некоторые-то дома перейдут в категорию ветхого жилья, пойдут под снос, тогда на их месте можно построить соцобъекты в шаговой доступности.
— Но это реальные планы или предположения в сослагательном наклонении?
— Все абсолютно реально. Область передала нам часть налогов, чтобы мы восполнили недостаток в первую очередь в детских дошкольных учреждениях. Будем примерно по миллиарду рублей в течение трех лет вкладывать в строительство детских садов по всей территории округа.
— А сколько получается в детских садах?
— Построим 15–20 детских садов за три года.
— Тяжелая ситуация сложилась только с детскими садами?
— В основном с ними, со школами немного лучше, но через 5 лет, когда дети подрастут, нам станет не хватать и школ. Поэтому школы тоже будем строить. По поликлиникам и больницам проблемы точечные, где-то мест не хватает, где-то достаточно. Но в Генплане отведено достаточное количество территорий, которые мы покрасили в цвет здравоохранения. Создали резерв на всякий случай. Если для садика еще можно найти полгектара, то для больницы 4–5 га свободной земли практически уже не найдешь. Поэтому не застроенные территории независимо от того, отданы они в аренду или нет, мы выделили в зоны размещения объектов здравоохранения. Если правообладателю это не нравится, пусть сдает землю обратно в город. Мы построим сами.
— Химки прославились громкими скандалами жителей с местной властью — и причина как раз в градостроительных планах прежней администрации…
— В том-то и дело, что никаких планов не было. Город застраивался стихийно последние годы. В 2006-м был разработан Генплан развития города, даже прошли публичные слушания, но его так и не утвердили. Так что сейчас мы принимаем первый в Химках Генеральный план развития города до 2035 года.
— А что за документ принимают сегодня, 20 марта, местные депутаты? И в чем его важность для жителей?
— Там закладываются все нормы градостроительной политики в городе от высотности и плотности жилой застройки до количества мест в объектах социального обеспечения. Из самого актуального, конечно, — вопрос этажности. На исконно сельских территориях — например в районе Сходни, Фирсановки, Старбеева, Ивакина, Новогорске — высота новых жилых домов должна быть не более 5 этажей.
— Так у вас уже высотки на Сходне построили. Кстати, жуткое зрелище — бетонная башня посреди летних дачных домиков. Вы можете аннулировать хотя бы те точечные объекты, строительство которых еще не завершено?
— Мы не можем плодить обманутых дольщиков, у которых нет ни денег, ни квартиры. А у людей есть право на жилище, оно закреплено законом. Впрочем, так же как и право на спокойную, комфортную жизнь у коренных жителей этих территорий. Я сам родился и вырос на селе, поэтому жителям Сходни сочувствую от всей души. Но устраивать по этому поводу войны между дольщиками и жителями ни в коем случае нельзя.
— Так что вы теперь собираетесь делать? Если вы хотите узаконить точечную застройку в Генплане, вряд ли вы его проведете через публичные слушания. Люди будут против.
— Будем убеждать. Итоговые собрания с жителями в рамках проводимых публичных слушаний назначены на 16 мая. Осталось около 2 месяцев, я планирую объехать все микрорайоны, где будут проводиться слушания, и поговорить с жителями, возможно, даже не один раз. План этих встреч уже подготовлен для публикования на сайте администрации.
— А кроме силы убеждения какой козырь вы еще припрятали?
— Никаких хитростей с нашей стороны нет. Напротив, мы постарались сделать обсуждение Генплана максимально открытым. Например, свои замечания или возражения можно оставить в письменном виде на любой из территорий округа, можно прийти в день публичных слушаний и заполнить специальный бланк, а можно написать в свободной форме и послать на сайт администрации уже сейчас.
— А почему вы проводите публичные слушания в рабочие дни среди недели, почему не в выходные?
— Мы не стали проводить во время майских праздников, потому что многие люди будут в отъезде, а после 20 мая родители начнут уезжать на лето с детьми на отдых. Середина мая, на наш взгляд, самое удобное время, все еще в городе. Публичные слушания начнутся 16 мая в 18 часов и продлятся хоть до рассвета, так что и те, кто работает, успеют высказаться. Но я бы хотел вернуться к вашему вопросу, что мы можем предложить жителям, пострадавшим от точечной застройки, взамен их потрепанных нервов? Мы хотим в первую очередь благоустроить эти территории за счет городского бюджета. Пример такой уже есть, в четвертом микрорайоне Новых Химок подобрались очень боевые женщины, они представляют инициативную группу жителей. Мы договорились, что там в первую очередь проведем межевание придомовой территории, чтобы больше ни у кого даже мысли не возникло еще чего-нибудь построить, а потом сделаем им благоустройство и хотя бы таким образом частично компенсируем утраченный комфорт.
— Какова технология проведения публичных слушаний по Генплану?
— Процедура проведения и согласования Генерального плана полностью прописана в Градостроительном кодексе РФ. Мы ничего тут не придумывали, ровно идем, как написано в законе. Единственное отличие от федерального законодательства в том, что по закону Московской области «О публичных слушаниях» отдельные публичные слушания должны проходить на территории, где живет не более 5000 человек. Поэтому весь округ Химки мы делим на 47 территорий, на каждой из которых проживает не более 5000 человек. Это единственная специфика местного законодательства.
— Получается, что жители будут обсуждать застройку только своего микрорайона?
— Не только. Думаю, что для всех жителей Химок будет актуальна тема транспортного обеспечения или сохранность от застройки рекреационных зон, лесов, парков, водных акваторий. У нас река Сходня протекает по территории двух микрорайонов округа, а Клязьма — по территории трех. Никаких ограничений при выборе вопросов для обсуждения на конкретных территориях нет, хотя естественно, что в первую очередь жителей будут волновать проблемы именно их микрорайонов.
— Как люди смогут ознакомиться с проектом Генплана и знают ли они вообще, что на май назначены публичные слушания?
— Постановление главы района о проведении публичных слушаний 16 мая 2013 года уже опубликовано в химкинской газете, вот вы еще напишите; мы уже приступили к оснащению всех 47 помещений, где пройдут слушания. Это в основном фойе школ, детских садиков, там будет раздаточный материал с материалами Генплана. Поставим планшеты с картами. Помимо самого Генплана мы еще разработали мастер-план и прогноз развития города. Вся информация в свободном доступе. Ответственные за каждую территорию должны разработать и опубликовать график, когда люди смогут ознакомиться с этой информацией. Скорее всего, это будут вечерние часы, когда дети уже не учатся, а взрослые возвращаются с работы.
— Через Интернет можно будет познакомиться?
— Да. Генплан опубликован в федеральной информационной системе, как этого требует закон, и на нашем сайте. Кроме этого снабдим раздаточным материалом старших по подъездам, общественные организации района. Например, те, которые борятся за экологию. Чтобы никого не обидеть, чтобы у всех было на руках. Хочу также заметить, что с момента издания постановления о подготовке Генплана и правил землепользования и застройки — а это было 18 сентября — начался прием заявлений от жителей. В день сейчас поступает до 20 обращений от граждан и организаций, и многие мы в проекте Генплана уже учли.
— Кто делал проект Генплана?
— Мы провели конкурс, и его выиграла проектная организация ЗАО «НИиПИ экологии города Москвы». Это очень известная компания с большим опытом подобных проектов. Они подготовили проект за 3 месяца. А потом мы обратились к японскому институту Намуро с предложением выполнить для нас прогноз развития города. Этот институт прославился тем, что выполнял заказы для новых китайских и японских городов, в частности для Гонконга. И тут наши ожидания совпали с их исследованиями. Химки — это типичный бизнес-город. Отличная транспортная доступность — аэропорт, железнодорожная дорога со скоростной электричкой, старая Ленинградка, новая трасса… Таких территорий даже в Москве нет.
— А что этот «бизнес-город» даст жителям Химок, кроме ухудшения экологии, суеты, наплыва людей?
— Прежде всего, это дополнительные рабочие места. Мы наметили три таких точки роста. Одна из них — в районе Вашутинского шоссе. Там сейчас свободно примерно 80 гектаров земли, которая не соприкасается с жилой застройкой. Можно создать крупный финансово-деловой центр, где разместится до 100 тыс. рабочих мест. Реально начать освоение этой площадки можно уже в следующем году. Все коммуникации есть, транспортная доступность после реализации всех запланированных решений идеальная.
— Ну, допустим, часть жителей Химок станет там работать, но не все же из них способны стать белыми воротничками. А остальным какая польза от этого химкинского Манхэттена? Может, лучше там сделать парк развлечений или построить идеальный микрорайон с большим количеством зеленых зон, соцобъектов и с божескими ценами на жилье?
— Чтобы сделать город комфортным для проживания, нужны существенные затраты из бюджета. На чистку дорог, на озеленение территорий, на капитальный ремонт подъездов, домов, на строительство новых школ и детских садиков.
— Но Химки — это одна из самых бурно развивающихся территорий в области.
— Мы не являемся дотационным районом. Но денег нам хватает ровно на то, чтобы жить как живем. Для развития, для повышения комфортности проживания денег нет категорически.
— Ваш город бьет все рекорды по жилой застройке, неужели городская казна от этих новостроек ничего не получает?
— Жилое строительство ничего, кроме убытков, городу не приносит. Застройщик построил дома, продал квартиры и ушел. А дороги мы должны ремонтировать, ЖКХ дотировать, недостаток социальных объектов восполнять, ремонтировать через какое-то время дома, лифты. Одни траты, а налогов от недвижимости, от частных лиц, которые купили там квартиры, кот наплакал. При этом новоселы, как правило, в самих Химках не работают, но пользуются всеми социальными благами на нашей территории. В Подмосковье есть города, где жилье необходимо, а в Химках оно категорически не нужно.
— А если Химки станут деловым центром, как это спасет ситуацию?
— Новые рабочие места — это пополнение бюджета. Мы не дали перепрофилировать три завода на промышленной территории в Сходне. В Генплане они остались именно как промышленные территории. Сейчас там плачевное зрелище. Но на примере Москвы могу сказать — через некоторое время там возникнет сначала малый бизнес, потом средний, а потом хорошие офисные и складские помещения. Люди станут зарабатывать деньги себе, и еще что-то останется городу. Произойдет это не сразу, потребуется, возможно, пять лет. Но эти территории закреплены, и там будет бизнес. Промышленный, околопромышленный, белые воротнички, синие воротнички — не важно, главное, что налоги пойдут в область и частично останутся в Химках. Деловой центр на Вашутинском шоссе может дать городской казне до 25–30 млрд руб. в год. Для примера: сейчас наш бюджет 8 млрд руб.
— А вы не боитесь, что на федеральном уровне кто-нибудь построит там жилье?
— Это невозможно. В Генплане эти земли обозначены как промзона и зона размещения административно-деловой застройки. Вообще мы постараемся сделать все, чтобы больше не строить жилье в Химках, кроме жилья для дольщиков и расселения ветхого фонда.
— А как же ранее выданные разрешения на застройку?
— Где строительство уже идет, придется достраивать. А там, где еще не начато, будем расторгать договоры.
— Не боитесь мести застройщиков?
— До открытых угроз, слава богу, не доходило, но давление испытываем очень сильное.
— Среди ваших застройщиков есть очень богатые люди с большим административным ресурсом. Например, один из них строит вдоль берегов Сходни. Жители возмущаются. А предпринимаете какие-нибудь меры?
— У органов местного самоуправления нет полномочий решать самолично, нарушается ли там природоохранное законодательство. Мы, прокуратура, жители не раз обращались в федеральные органы Государственной административно-технической инспекции, Госстройнадзор, Роспотребнадзор. Ни одна из этих организаций нарушений не нашла, поэтому поводов для исков в суд у нас нет. Но винить застройщиков нелогично. Это капиталист, он заточен получать прибыль. Не нужно было выдавать разрешения на строительство в зеленых и водоохранных зонах. Как только предприниматель получает право пользоваться землей, давить на его совесть бесполезно.
— За годы безсистемной застройки экология Химок сильно пострадала, еще что-то можно исправить?
— Нормы зеленых насаждений в Химках не сильно отличаются от среднестатистических, если сравнивать с такими же городами области. Но жителям от этого не легче. Мы сейчас закрепляем в Генплане все зеленые зоны, даже придорожные территории с травой, чтобы больше там невозможно было что-то построить. Будем на каждом свободном клочке земли разбивать скверы, бульвары, сажать деревья. Думаю, постепенно ситуация выправится. Очень надеемся на новую губернаторскую программу «Парки Подмосковья» — она просто создана для нашего города. С экологией сложнее. Соседство с Ленинградкой, строительство новой трассы, аэропорт, железная дорога — это серьезная нагрузка на окружающую среду.
— Правда, что в «Шереметьево» все-таки собираются строить третью взлетно-посадочную полосу? Помню, уже один раз собирались, тогда на защиту жителей встал главный санитарный врач Геннадий Онищенко. По его заключению, третья ВПП — это жизненно опасно для жителей.
— Да, проектные работы уже начались. Но сама полоса будет находиться в Солнечногорском районе. А взлетать и садиться самолеты будут, конечно, и над нами тоже. В частности, над Сходней. Учитывая возросшую там плотность застройки, даже страшно подумать, что может случиться, если произойдет авиакатастрофа. Но есть и хорошие новости, связанные с развитием транспорта в Химках. Так, скоро Октябрьская железная дорога станет четырехполосной, один путь будет отдан скоростной электричке с интервалом движения 5–7 минут. Кроме этого у нас есть готовый проект подводки монорельса от метро «Планерная» к ИКЕА. Проект находится в очень высокой степени готовности. Теперь все зависит от того, как быстро Москва согласует нам присоединение линии монорельса к метро. Начаться строительство может уже в этом году. А поскольку все будет на эстакадах и больших вложений не требуется, то за год-полтора проект может быть завершен. С помощью монорельса можно будет отвезти огромный поток людей, которые приезжают в наши огромные торговые центры. Плюс Москва совершенно неожиданно перенесла сроки прохождения метро глубокого залегания в Молжанинове с каких-то далеких 50-х годов на 2020-е.