— Сергей Николаевич, в районе вас многие называют морским волком…
— Боюсь, что столь почетного звания я не достоин. Да, после окончания военно-морского училища меня направили на Северный флот: 7-я эскадра, большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». Потом служил и на других кораблях: «Адмирал Юмашев», крейсер «Баку», тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»… Моим первым командиром был капитан 2-го ранга Владимир Григорьевич Доброскоченко. Вот он настоящий морской волк, всю жизнь посвятил Северному флоту, службу закончил в должности первого заместителя командующего Северным флотом, в звании вице-адмирала. Сейчас Владимир Григорьевич работает в Московской области, в Рузском районе.
— В переделках бывали?
— Нашей оперативной зоной действия были все северные моря, Атлантический океан и Средиземное море. Принимал участие в дальних походах, в боевых службах, в том числе по спасению экипажа затонувшей атомной подводной лодки «Комсомолец».
Почему-то многие считают, что флот — сплошная романтика. Нет, это не морская прогулка, а испытание стихией, от которой в океане нигде не укроешься.
Полярная ночь, полярный день, постоянные ветра и штормы — все это Северный флот. В любое время года температура воды за бортом плюс 4 градуса. Не дай бог оказаться в такой воде: человеческого организма хватает на 15—18 минут.
— Вот откуда у вас жесткость в управлении! Некоторые ваши подчиненные признаются, что от вас часто просто «искрит»…
— Я не понимаю, что такое жесткость. Строгий, но справедливый — да. Однако строгость — не форма притеснения, а спрос за порученный участок работы. Без этого никуда не денешься.
— С этой целью в районе все стройплощадки оборудованы веб-камерами? Доверяй, но проверяй?
— Не все, а только на строящихся социальных объектах: больницах, поликлиниках, детских садах. Люди должны въехать в жилье и сразу иметь доступ к инфраструктуре, не испытывать никаких неудобств. Информация со стройплощадок выведена на сайт, и ее видно в режиме реального времени. Это помогает.
— В районе вы сменили Василия Голубева, который, можно сказать, прямо из этого кабинета стал губернатором Ростовской области. Было трудно вникать в проблемы?
— С Василием Юрьевичем одно время мы были заместителями председателя в правительстве Бориса Всеволодовича Громова, мне хорошо знакомы стиль и методы его работы. Моей задачей было обеспечить району продвижение вперед, завершить те программы, которые начинал мой предшественник. Принцип ротации заключался в том, чтобы сохранить достижения и их приумножить…
— Думаю, вам это в полной мере сделать не удалось, поскольку часть Ленинского района отошла в Большую Москву...
— Это отдельная история. Но, как мне кажется, мы сработали неплохо: в частности, завершили строительство одной из лучших в стране детской школы искусств, на стадионе «Металлург» построили ледовый комплекс, ввели в эксплуатацию четыре детских садика, новое здание ГИБДД, общеобразовательную школу на 1000 мест… Вот неполный перечень того, что проделано за последние два года.
Приступили и к новым социальным проектам. В нынешнем году построим еще 4 детсада, откроем многофункциональный центр — чтобы жители не толкались по кабинетам, а в «одном окне» получали все услуги. Планируем преобразовать наш роддом в перинатальный центр, изыскиваем возможности для строительства инфекционного корпуса больницы в Видном, больницы в поселении Молоковское. По итогам 2012 г. у нас значительный рост по экономике, социалке. Хотя не стану скрывать: средств в местном бюджете на более масштабное развитие не хватает.
— И все же, возвращаясь к расширению Москвы, в частности и за счет вашей территории, — наверняка есть экономические потери?
— С 1 июля прошлого года половина наших земель — и по площади, и по численности населения — была передана в Большую Москву. Конечно, живем в новых экономических условиях, от нас ушел огромный материальный актив, который оценивается в 32 млрд рублей. Бюджет Ленинского района на 2013 г. составляет теперь около 3,5 млрд рублей.
— Это серьезный удар…
— Нельзя говорить, что это удар. Мы передали территорию не врагу, не сопернику, а нашей столице, чтобы она успешно развивалась. Проделана огромная работа, чтобы после такого «перекраивания» богатый и перспективный Ленинский район не превратился в дотационный, ведь от нас ушла масса эффективных предприятий. И район не стал дотационным, что для нас принципиально важно! Ни одна наша социальная программа не свернута, все сохранено в полном объеме. За свой счет и с привлечением инвестиций строим детские сады и другие объекты, завершаем работы по увеличению мощности нашей теплоэлектроцентрали.
— Но ярмарок выходного дня, которые вы первыми организовали в Подмосковье, наверное, уже нет? Ведь село тоже стало городом?
— В том-то и дело, что наши сезонные ярмарки тоже сохранены! Весной приезжайте, там сельхозпродукция по себестоимости, без наценок и торговых накруток. Разницу в цене, около 20%, производителю возмещает районный бюджет.
— Москва, как обещала, компенсировала району экономические потери?
— Программой передачи земель предусмотрена процедура «выравнивания инфраструктуры территорий». В течение трех лет нам столица должна возместить по одному миллиарду рублей. Пока мы не получили еще ни копейки. Но, разумеется, рассчитываем на эти деньги, они пойдут на ремонт дорог и на социальные объекты.
— А разве можно как-то сгладить этот разрыв?
— У нас просчитаны серьезные планы. Вместе с главой Подмосковья Андреем Воробьевым занимаемся реализацией новой областной программы, называется она «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». К концу 2014-го в районе не будет очередей в детские сады. Мы полностью модернизируем наше здравоохранение, приобретаем новое современное оборудование. Эти работы также завершим в 2014 году.
— Совсем недавно Андрей Воробьев заявил, что намерен удвоить бюджет Московской области. Интересно знать, за счет каких ресурсов? Не собирается ли наш регион вернуть в свою казну подоходный налог, который сегодня оседает в Москве? Разговоры об этом идут уже давно...
— Такое решение федеральных властей было бы огромным подарком для муниципальных образований! Например, около 40% наших жителей работают в Москве, которая сразу за МКАДом. Подоходный налог, 13%, оставляют там же. Его семья и он сам пользуются нашими детсадами и поликлиниками, школами, справедливо требуют повышения качества жизни. Но муниципалитет с такого работника не получает ни копейки налога. Даже его пенсионное обеспечение целиком и полностью лежит на Ленинском районе. Если бы в плане перераспределения налогов что-то изменилось, местная власть заметно укрепила бы свои позиции.
— Сергей Николаевич, последний и очень личный вопрос. Вы, можно сказать, один воспитываете дочь, и, по слухам, у вас это здорово получается…
— В 1998 году трагически, в автокатастрофе, погибла моя жена. С дочкой Аней, ей было тогда 12 лет, мы остались одни… А сейчас уже не я, а дочка меня порой воспитывает! Она красавица и умница, моя гордость и отрада. Закончила финансовую академию, защитила диссертацию, кандидат экономических наук. Иногда дает отцу грамотные профессиональные советы.
ОТ РЕДАКЦИИ: На днях Сергею Кошману исполняется 50 лет. Поздравляем!