Историю эту описывал «МК» весной 2012 г. Ее суть такова. Тогдашний мэр Волоколамска Василий Шулепов заключил договор с ООО «Лейбштандарт» на реконструкцию немецкой самоходной установки «Штурмгешютц-III». Ее в 70-х годах в дар городу передал главный штаб инженерных войск Советской армии, с тех пор она стояла на постаменте — на 114-м км старой Волоколамки, на месте боев воинов-саперов Панфиловской дивизии.
Уже тогда идея мэра не вызвала оптимизма среди ветеранов-волоколамцев. Что особенно ремонтировать и реставрировать в немецкой танкетке (в мире их осталось всего 2 штуки!), если с нее снят двигатель, трансмиссия, вооружение и прочие важные узлы? Зато подменить раритетную самоходку на новодел и впарить заграничному коллекционеру — проще пареной репы.
Масла в огонь подлило еще и то обстоятельство, что самоходка являлась собственностью Московской области. Ее структуры не давали разрешения на ремонт машины.
Результаты следствия, как сообщал «МК», были не в пользу московского предпринимателя. Проведенные металловедческие и две историко-культурные экспертизы установили, что нынешняя САУ ничего общего, кроме формы, со «Штуг-III» не имеет. По мнению специалистов, металл в танкетке изготовлен не на заводах Круппа, а по советским ГОСТам 1980-х годов, спустя десятилетия после разгрома гитлеровской Германии.
Словом, после реставрации памятник потерял всякое культурно-историческое значение. Ущерб, нанесенный Министерству культуры МО, на балансе которого находилась немецкая САУ, оценивался в 100 тыс. евро.
Казалось бы, полностью проведенное следствие, подтвержденное результатами многочисленных и авторитетных экспертиз, позволяло вчера поставить окончательную точку во всей этой истории, длившейся почти три года.
Однако на суде между сторонами разгорелись жаркие дебаты. Во-первых, неожиданно все свидетели обвинения (их прокуратура привлекла около 20 человек), по сути дела, вдруг дали показания в поддержку обвиняемого.
Во-вторых, и он сам, и его защита реставрацию памятника на 114-м км старой Волоколамки преподносили как некий гуманитарный акт, что сам Бушмаков вложил в ремонтно-восстановительные работы около 3 млн рублей личных средств, что немецкую боевую машину он практически восстановил за свой счет.
Однако «дьявол», как всегда, кроется в деталях: глава ООО «Лейбштандарт» Дмитрий Бушмаков является не просто патриотом, но и известным историком, меценатом и, главное, коллекционером военно-исторических предметов времен Первой и Второй мировых войн. Редчайшая немецкая танкетка, между прочим, по оценке экспертов, сегодня стоит на мировом рынке от 1 до 3 млн евро.
В итоге разбирательства Волоколамский горсуд вынес оправдательный приговор в отношении Дмитрия Бушмакова. Теперь он уже сам имеет полное моральное право предъявить иск за незаконное судебное преследование.
Тем не менее в Волоколамском районе не все ветераны войны и молодежь разделяют вердикт местного суда. Ведь были целых три экспертизы, одна из которых металловедческая. Если верить ее результатам, то и сам корпус боевой машины, и некоторые ее фрагменты изготовлены из советского металла.
Есть еще один момент, который требует прояснения: «МК» в своем первом выступлении, со ссылкой на правоохранительные органы, сообщал, что городская казна заплатила «Лейбштандарту» за реставрацию 5 млн бюджетных рублей. Экс-мэр Шулепов как свидетель по делу совсем недавно утверждал, что другие подрядчики за реставрацию запрашивали 11 млн рублей, а «Лейбштандарт», дескать, согласился даже не на пять, а на три миллиона.
Скорее всего, история будет иметь продолжение, волоколамские старики держат свою позицию: танкетка ненастоящая...