Предвыборные скандалы в городе начались еще до назначения даты выборов, так сказать, фальстартом. Судите сами.
Городским округом после ухода прежнего мэра временно руководил Владимир Мельников. 19 февраля его первым замом был утвержден небезызвестный в Подмосковье бывший глава Рузского района Олег Якунин. Гадать, кто его прислал, не приходилось. Местным чиновникам и депутатам Якунина как «опытного хозяйственника» представлял замначальника отдела главного управления внутренней политики правительства Московской области г-н Кудрявцев.
Буквально в тот же день у Мельникова случилось семейное несчастье, он взял трехдневный отпуск и оставил вместо себя Якунина. Разумеется, врио.
С того момента все и смешалось в городском хозяйстве Звенигорода.
На следующий день Совет депутатов города собрался на экстренное совещание, чтобы утвердить Олега Якунина... врио главы Звенигорода. Но уже как бы навсегда. Депутатам зачитали письменное заявление прежнего врио о том, что он добровольно складывает с себя полномочия по состоянию здоровья и просит нардепов назначить на этот пост вполне достойного всяческих похвал Олега Якунина.
Тут часть депутатов и прорвало. Редко какая газета в последние месяцы не проехалась по г-ну Якунину — фигуранту многочисленных коррупционных скандалов. «Погорел» на темных делишках в Рузе — теперь его областные власти двигают на Звенигород?!
В общем, Якунина не утвердили.
А еще на следующий день, как ни в чем не бывало, из 3-дневного отпуска вернулся Владимир Мельников и сообщил, что никакого заявления о своей отставке не писал, здоровье у него — вполне себе. В общем, на фоне ожидаемых мэрских выборов в Звенигороде случились натуральный подлог и фальсификация документов. Этим делом занимаются Следственный комитет и прокуратура.
■ ■ ■
Казалось бы, для старинного подмосковного городка такой интриги вполне достаточно. Досрочные выборы мэра назначены на 27 апреля — уж в них-то все должно быть прозрачно и чисто. Тем более что с такой инициативой выступила не кто-нибудь, а «Единая Россия», партия власти.
Однако и тут не обошлось без политического цунами.
На звенигородском небосклоне, как метеорит в ночном небе, вдруг появилась новая звезда: Александр Смирнов.
Старожилы начали спрашивать себя: кто такой, откуда, почему раньше нигде не светился? Оказалось, что его в Звенигород привезли из сельского поселения Успенское Одинцовского района, а представил политсовету «Единой России» все тот же сотрудник управления внутренней политики правительства области. Что так, мол, и так, лично Андрей Воробьев просит отделение «ЕР» выдвинуть Смирнова кандидатом от партии на выборы главы городского округа. Он, дескать, будет лучшим выбором для звенигородцев.
Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет. Сколько ни старайся, смысл такого назначения (вместе с мандатом выдвиженца от «ЕР» Смирнов получил еще и пост врио главы города) тоже не поймешь. Может, у Смирнова высокий рейтинг в Звенигороде? Но откуда? Он не знает город, а город не знает его.
Нет, став кандидатом от «Единой России», он, конечно, не теряет драгоценного избирательского времени, встречается с местными жителями то там то сям. Те после такого общения только плечами пожимают:
— Проблемами не владеет, — говорит одна жительница. — Спрашиваешь его про Звенигород, а он отвечает про сельское поселение Успенское, где был главой: «А вот у нас в Успенском…»
— Постоянно подчеркивает, что его к нам прислал лично губернатор, — добавляет еще один собеседник. — Мол, не хотел идти, прикипел сердцем к Успенскому, но губернатора уважил…
Но мы, кажется, слишком много внимания уделяем одному кандидату.
■ ■ ■
А их на пост главы Звенигорода выдвинулось… аж 24! Шестеро от политических партий, 18 самовыдвиженцев, которые собирали подписи. Впрочем, такое количество претендентов совсем не говорит о демократичности самого процесса. Ибо четверо соискателей перестали бороться за кресло главы добровольно и почти сразу, как заикнулись о своих амбициях. А остальным 14 городской территориальной избирательной комиссией было… отказано в регистрации! По одной схеме, как под копирку.
Вот история одного из снятых таким образом независимых кандидатов — Павла Захарова, который считается кандидатом №1 на победу в выборах. Ему 41 год, кандидат технических наук, успешный производственник. Как говорится в таких случаях, не был и не привлекался.
24 марта он сдал подписные листы с 82 подписями, рабочая комиссия их приняла, проверила и вынесла вердикт, что «все подписные листы сброшюрованы и пронумерованы, каждая папка заверена печатью ТИКа». «Количество подписей в поддержку данного кандидата отвечает требованиям… и является достаточным для его регистрации». 29 марта ТИКу было рекомендовано зарегистрировать Павла Захарова кандидатом на пост главы городского округа.
31 марта избирательная комиссия отказывает в регистрации на том основании, что сразу 10 подписантов (их фамилии оформлены отдельным списком) отсутствуют в базе данных Звенигородского управления ФМС — значит, они никогда в Звенигороде не проживали.
Все 10 «неправильных» подписантов на самом деле — реальные звенигородцы, их хорошо знают в городе, и они со своими паспортами мчатся к нотариусу, чтобы получить справку, что они живые, а не мертвые души.
Уже с этими справками жалобу Захарова на действия звенигородского ТИКа рассматривает Мособлизбирком. Там признают, что и подписи, и люди — настоящие, и… отказывают в регистрации!
Очередная апелляция на звенигородский беспредел летит уже в Центризбирком. К ней прилагается и официальный ответ из УФМС по Московской области, в котором сообщается, что «звенигородская УФМС в отношении 10 граждан (список граждан прилагался) предоставила недостоверную информацию» и что «проводится служебная проверка».
ЦИК обязал подведомственный ему Мособлизбирком отменить ранее принятое решение и зарегистрировать Захарова кандидатом.
11 апреля Мособлизбирком на своем заседании не выполняет решение ЦИКа о регистрации, дело вновь передается в звенигородский ТИК. Чтобы там «повторно, с учетом новых обстоятельств, изложенных в письме УФМС России по Московской области, рассмотреть вопрос о регистрации Павла Захарова кандидатом на должность главы городского округа Звенигород не позднее 14 апреля».
— 14 апреля, в понедельник, когда заседал ТИК «по Захарову», в нашем городе высадился целый десант из юристов, которых к нам прислало правительство региона, — рассказывает «МК» депутат Совета депутатов городского округа Звенигород Нисим Рувинов. — Нам стало ясно: власть пойдет до конца, чтобы под любым предлогом не зарегистрировать Захарова кандидатом. И… не зарегистрировали! Невзирая на все грозные письма из ЦИКа и официальные ответы миграционной службы. В знак протеста против этого произвола ряд депутатов объявляет голодовку…
Рассказывают, что ТИК по буквам и по запятым изучил все подписные листы, хотя обязан был это сделать только в отношении тех 10 подписей, что ранее были признаны недействительными. Цеплялся за каждую закорючку, неотчетливо прописанную букву и все принимал за «грубое попрание норм в оформлении подписных листов».
Ладно такое бы пристрастие было проявлено в отношении одного кандидата — Захарова! Всех самовыдвиженцев власть оставила за бортом предвыборного марафона: у всех якобы нашлись сфальсифицированные подписи и «мертвые души» в подписных листах. Даже мать одного из кандидатов, всю жизнь проживающая в городе, «бдительным» ТИКом была признана несуществующей в базе данных.
К моему личному удивлению, к рядовым членам территориальной избирательной комиссии звенигородцы относятся с большим сочувствием. Все знают, что они находятся под жесточайшим прессингом областной власти. Которая рекомендует им такие моральные категории, как этика, совесть, оставлять дома. «Единая Россия» в Звенигороде должна взять реванш после позорных провалов на местных выборах и референдумах в ряде подмосковных муниципалитетов.
И поди ж ты — поборись с такой властью, если она динамит даже вышестоящие структуры.
Красивые слова о достойных кандидатах — отдельно, а выборы — отдельно…
Игорь Снегирев
P.S. Вчера во второй половине дня в Звенигороде был губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Видимо, чтобы личным присутствием засвидетельствовать поддержку кандидату от «Единой России».
Двух депутатов города, объявивших голодовку в знак беспредела местных и областных властей, окружили столь тесным кольцом из зевак и чиновников, что со стороны эта акция протеста напоминала несанкционированный митинг, который можно было бы разогнать, а организаторов — увезти в полицейский участок. Благо машины уже стояли наготове.
Журналистов к депутатам не подпускали, спецкордоны остановили их в двух кварталах от центральной площади города...