Ян Гейл прославился на весь мир своими проектами по гуманизации городского пространства. Он считает, что города должны существовать для людей, а не для машин, а приоритет в уличном движении принадлежать пешеходам, велосипедистам, общественному транспорту и только в последнюю очередь — личному.
«Почему в каждом крупном городе есть департамент транспорта, и нигде нет департамента пешеходов? — спрашивает Ян и сам отвечает: — Потому что современный горожанин отвык ходить пешком, ездить на велосипеде. Вся инфраструктура заточена под водителей и машины, муниципалитеты строят парковки, расширяют дороги, открывают различные автосервисы. Но никто не думает: насколько комфортно людям находиться на улице? Это одна из самых опасных ошибок в градостроении».
Вторая серьезная ошибка касается планировки городских пространств, считает Гейл. «Такое впечатление, что современные города проектировали и строили с высоты птичьего полета, как будто сбрасывали здания с вертолета или самолета. Там нет уютных, укромных уголков, такие города враждебны к людям. И с этой тенденцией, считает Ян Гейл, нужно бороться. «Планировать города нужно не с самолета, а с высоты человеческого роста», — убеждал он присутствующих в зале.
Он преподает урбанистику в университетах по всему миру, написал несколько книг, которые были переведены на 28 языков, но, главное, Ян Гейл — практик, который сумел преобразить облик современного Копенгагена так, что датская столица уже несколько последних лет занимает первое место среди городов мира по качеству жизни. Во многом это было достигнуто, уверен сам Гейл, за счет того, что копенгагенцев удалось пересадить с машин на велосипеды. Даже министры предпочитают велики персональным лимузинам.
После того как из центра Копенгагена были изгнаны машины, городское пространство было приспособлено для того, чтобы люди стали больше проводить времени на улицах города. Там стало больше зелени, цветов, появились лавочки, фонтаны, на месте парковок открылись кафе и кинотеатры под открытым небом. «Городу вернули его историческую функцию — коммуникативную», — говорит архитектор.
По мнению Гейла, в городах без машин оздоравливается не только экология, но и люди. Они больше двигаются, меньше дышат выхлопными газами, реже попадают в ДТП. В результате — деньги, вложенные в реорганизацию городского пространства окупаются, ведь на систему здравоохранения властям приходится тратить гораздо меньше средств из бюджета.
Во время мастер-класса он предложил муниципальным архитекторам Подмосковья критично оценить свои города с точки зрения того, насколько дружелюбна, комфортна в них атмосфера для жителей. Легко ли, например, старикам, мамам с колясками, инвалидам переходить улицу, взбираться на высокий бордюр тротуара, спускаться/подниматься по лестницам подземного перехода и так далее. Например, он провел такие исследования в Москве и выяснил, что многие пешеходные переходы в центре столицы перегружены в несколько раз, что движение по московским улицам зимой во время гололеда — это игра в русскую рулетку, никогда не знаешь, доберешься ли живым и невредимым до конечного пункта маршрута. Он сравнил наши улицы с грибницами, где шляпка — это станция метро, а под землей все опутано транспортными потоками.
«Люди под землей — такого уже нигде в Европе не встретишь, очень печальная картина. Во всем мире под землю прячут автодороги, а город отдают людям, у вас пока что сохраняется старая тенденция», — сокрушался датчанин.
«Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы Ян Гейл сделал мастер-план города Красногорска с тем, чтобы его как-то гуманизировать», — сообщил в прошлую пятницу заместитель председателя областного правительства по стройкомплексу Герман Елянюшкин.
А начнет он эту работу с конкретных предложений по тому, как обустроить велосипедные дорожки и пешеходные зоны в Павшинской пойме. По словам чиновника, пешеходный мост, благодаря которому жители этого нового микрорайона Красногорска смогут за считаные минуты добираться до метро, откроется в декабре К моменту его открытия планируется проложить целую сеть велодорожек. Около моста будут организованы охраняемые стоянки для велосипедов.
А накануне областной градсовет оценил представленные муниципалитетами проекты пешеходных зон. Одни муниципалитеты представили действительно интересные, современные решения, другие продемонстрировали «полет откровенно убогой архитектурной мысли». Муниципалитеты-отличники в этом смысле — Долгопрудный, Чехов и Зарайск.
Стимулировать творческую мысль областных зодчих собираются и кнутом и пряником. В апреле в Московской области будут учреждены премия и антипремия в области архитектуры и градостроительства.
МЕЖДУ ТЕМ
Власти Подмосковья собираются в ближайшее время запретить строительство панельных домов устаревших серий. «Крупнопанельное или каркасное домостроение — это по-прежнему современно. Но пора отойти от принципа Ле Корбюзье, что дом — это машина для жилья. Жилое здание, вне зависимости от конструктивных решений, должно гармонично формировать окружающую нас комфортную среду, — прокомментировали «МК» это решение в областном стройкомплексе. — Непозволительно при продолжающемся строительном буме плодить архитектурное убожество».
В настоящее время создана рабочая группа Главархитектуры, которая проводит всесторонний анализ применяемых проектов жилых домов массовых типовых серий, используемых в области. После этого будут подготовлены соответствующие рекомендации застройщикам.